Дело № 15-Г11-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 июня 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №15-Г11-2

от 29 июня 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Трубенковой [скрыто] на решение Верховного Суда

Республики Мордовия от 20 апреля 2011 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 Правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утверждённых постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005г. № 335.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Трубенковой Д.Н. - адвоката Рамазанова В.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение незаконным, необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия

 

установила:

 

постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья (далее - Правила).

Данный нормативный правовой акт опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании «Известия Мордовии» от 6 сентября 2005 г. № 130, изменения и дополнения опубликованы в этом же печатном издании.

Трубенкова Д.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 5 указанных Правил, изложенного в следующей редакции:

«5. При наличии у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В случае если заявителем и (или) членами его семьи в течение пяти лет, предшествующих обращению с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, совершались сделки по отчуждению жилых помещений либо доли в праве собственности на жилые помещения, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной площади всех отчужденных жилых помещений (долей в праве собственности), а также жилых помещений, указанных в части первой настоящего пункта».

В обоснование заявления Трубенкова Д.Н. сослалась на нарушение жилищных прав, указав на то, что она относится к гражданам, имеющим право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, как работник бюджетной сферы и член молодой семьи. Однако ей постановлением главы городского округа Саранск от 29 июня 2010 г. №1614 отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Правил в связи с тем, что не истёк пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 30 ноября 2010 г. Трубенковой Д.Н. отказано в иске о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении поставить её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу о намеренном ухудшении истицей жилищных условий, выразившемся в отчуждении половины доли трёхкомнатной квартиры в [скрыто].

По мнению заявителя, нарушение её жилищных прав обусловлено установленным в пункте 5 Правил порядком определения круга членов семьи гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учёт, а также принципом расчёта занимаемой жилой площади указанными лицами при определении нуждаемости гражданина и членов его семьи в улучшении жилищных условий с использованием мер государственной поддержки в строительстве и приобретении жилья, лишая их возможности в улучшении

жилищных условий при отсутствии нормы обеспеченности общей жилой площадью.

Считала, что такое правовое регулирование противоречит части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Правительство Республики Мордовия, возражая против удовлетворения заявленных требований, полагало, что оспариваемый Трубенковой Д.Н. пункт 5 Правил принят с учётом положений статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 г. № 18 и жилищные права заявителя не ограничивает.

Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2011г. заявление Трубенковой Д.Н. удовлетворено частично. Признан недействующим абзац второй пункта 5 Правил в той части, в которой он распространяется на граждан, обратившихся за получением социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (на 2002-2010 гг., на 2011-2015 гг.).

Дополнительным решением Верховного Суда Республики Мордовия от 26 апреля 2011 г. определено, что в резолютивной части решения Верховного Суда Республики Мордовия от 20 апреля 2011 г. считать абзац второй пункта 5 Правил в той части, в которой он распространяется на граждан, обратившихся за получением социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Жилище» (на 2002-2010 гг., на 2011-2015 гг.) недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Трубенкова Д.Н просит данные решения отменить, как вынесенные с нарушением норм процессуального и материального права, принять новое решение по делу, которым признать пункт 5 Правил недействующим с момента его принятия не в части, а полностью.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает доводы кассационной жалобы не подлежащими удовлетворению.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, материальный закон, регулирующий спорное правоотношение, судом понят и истолкован верно, вследствие чего суд правильно удовлетворил заявление Трубенковой Д.Н. частично.

Государственная поддержка молодых семей, к которым относится семья заявителя Трубенковой Д.Н., с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём

молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» (на 20022010гг., на 2011-2015 гг.). В силу пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» названной федеральной программы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285, и пункта 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1050, применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно пунктам 1, 2, 3 и 4 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня

обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Сопоставительный анализ оспариваемого положения приводит к выводу о том, что каких-либо положений, отменяющих, изменяющих основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотренных статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение не содержит. Не изменяется и принцип определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, сформулированный пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В такой ситуации у суда нет оснований вести речь об установлении иного правового регулирования оспариваемым абзацем первым пункта 5 Правил и, как следствие о превышении субъектом Российской Федерации нормотворческой компетенции в области жилищного законодательства, на чём фактически настаивает заявитель в кассационной жалобе.

Других доводов, влекущих отмену решения в кассационном порядке, в кассационной жалобе не приводится.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда оставить без изменения, кассг удовлетворения.

Председательствующий

еспАблики Мордовия от 20 апреля 2011 г. юнную жалобу Трубенковой Д.Н. - без

Судьи

Статьи законов по Делу № 15-Г11-2

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ЖК РФ Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх