Дело № 16-АД14-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 мая 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 16-АД14-3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 15 мая 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Макеева АС. на постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах № 034940 от 16 августа 2012 г., решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2012 г., решение судьи Волгоградского областного суда от 23 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 27 июня 2013 г., состоявшиеся отношении в городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А С по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах № 034940 от 16 августа 2012 г. городского поселения г.

Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеев АС.

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Решением судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 26 сентября 2012 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Волгоградского областного суда от 14 ноября 2012 г.

решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 26 сентября 2012 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено в тот же суд на новое рассмотрение.

Решением судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 23 января 2013 г. и постановлением заместителя председателя Волгоградского областного суда от 27 июня 2013 г., жалоба Макеева А.С. на постановление и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах № 034940 от 16 августа 2012 г. оставлена без удовлетворения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Макеев А.С. просит об отмене постановления и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах № 034940 от 16 августа 2012 г., решения судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2012 г., решения судьи Волгоградского областного суда от 23 января 2013 г. и постановления заместителя председателя Волгоградского областного суда от 27 июня 2013 г., вынесенных в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращении производства по делу.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Макеева А.С. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в результате проверочных мероприятий, проведённых в период с 6 по 9 августа 2012 г. установлено, что: в городском поселении не организована система санитарной очистки и уборки территории населённых мест, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление бытовых и иных отходов, скапливающихся на территории городского поселения; не разработана и не утверждена Генеральная схема очистки городского поселения; на территории домовладений отсутствуют и не организованы площадки с мусоросборниками, стандартными контейнерами для сбора и временного хранения бытовых отходов; удаление отходов производится не регулярно, в связи с чем в районе д. 43 по ул. Набережной в г. выявлен факт сжигания бытового мусора на прилегающей территории домовладения; территории городского поселения содержится частично в неудовлетворительном санитарном состоянии; установлены несанкционированные свалки: в районе семейного общежития по ул. Чкалова имеются навалы бытового мусора, который содержит картонные коробки, целлофановые пакеты с пищевыми отходами, бумагу, банки железные из под пива, обрезанные сухие ветки, стеклянные бутылки, отходы стройматериалов и т.д.; в районе жилого сектора по ул. Набережной в г. фактически складируются обрезные сухие ветки, железная арматура, бетонные плиты, битый кирпич, бумага, целлофановые пакеты, пластмассовые бутылки; в районе причала пассажирской переправы через Волгоградское водохранилище в прибрежной водосборной территории в водоохраной зоне (до уреза воды не более 100 метров) устроена несанкционированная свалка бытовых отходов: песочный грунт в вперемешку с отходами стройматериалов, битый кирпич, ветошь, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А.С. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии со статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.

Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области.

При этом полномочия администрации городского поселения г.

Николаевского муниципального района Волгоградской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеевым А.С, от имени администрации муниципального образования, заключён муниципальный контракт № от 30 декабря 2011 г. на выполнение работ по благоустройству и санитарному содержанию территории городского поселения г. , а также предприняты иные необходимые меры. Соответствующие документы содержатся в материалах дела (л.д. 114-174).

Изложенное исключает наличие в действиях городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение Волгоградского областного суда от 14 ноября 2012 г., решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2012 г., решение судьи Волгоградского областного суда от 23 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 27 июня 2013 г., состоявшиеся в отношении городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением без изменения решения судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 26 сентября 2012 г. о прекращении производства по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А.С. удовлетворить.

Решение Волгоградского областного суда от 14 ноября 2012 г., решение судьи Николаевского районного суда Волгоградской области от 10 декабря 2012 г., решение судьи Волгоградского областного суда от 23 января 2013 г. и постановление заместителя председателя Волгоградского областного суда от 27 июня 2013 г., состоявшиеся в отношении городского поселения г. Николаевского муниципального района Волгоградской области Макеева А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов

Статьи законов по Делу № 16-АД14-3

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх