Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 16-АПГ15-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 апреля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Корчашкина Тамара Егоровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 16-АПГ15-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 22 апреля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующегоХаменкова В.Б.,
судейГорчаковой ЕВ., Корчашкиной Т.Е.
при секретареКостереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чепурных Н П к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, по апелляционной жалобе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 18 декабря 2014 г., которым заявление Чепурных Н.П. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Чепурных Н.П. (далее - заявитель) обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра», Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м., расположенного по адресу: , равной его рыночной стоимости в размере рублей.

Решением Волгоградского областного суда от 18 декабря 2014 г.

заявленное требование удовлетворено.

В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и норм процессуального права. По мнению заявителя, данная категория дел не может рассматриваться в порядке искового производства. Также заявитель полагает, что суд неправильно определил дату, на которую должна быть установлена рыночная стоимость объекта недвижимости.

Извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Чепурных Н.П., ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительство Волгоградской области и Администрация городского округа город Волжский Волгоградской области не явились, представителей не направили. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: , принадлежит Чепурных Н.П. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28 февраля 2007 г. серии .

Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. № ИЗО «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области по состоянию на 01 января 2010 г., кадастровая стоимость указанного земельного участка составила рублей, что следует из кадастровой справки о стоимости объекта недвижимости от 5 ноября 2014 г, содержащей реквизиты указанного акта субъекта.

В соответствии с отчётом от 28 октября 2014 г. № У-271-10/14, выполненным обществом с ограниченной ответственности «Эксперт система», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2010 г. определена в размере рублей.

На данный отчёт получено положительное экспертное заключение Автономной некоммерческой организации «Нижневолжский Центр защиты прав потребителя» от 30 октября 2014 г. №30-10/14.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке такого объекта.

Пунктом 3 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 254 отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, поименованным федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчёт, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчётов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. № 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.

Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г.

№ 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

Оценив представленный отчёт, суд первой инстанции признал его достоверным доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости.

Из указанного отчёта следует, что оценка проводилась по состоянию на 01 января 2010 г., то есть на дату формирования перечня земельных участков Волгоградской области, в отношении которых упомянутым постановлением Губернатора Волгоградской области утверждены результаты кадастровой стоимости.

Оценщиком произведён расчёт стоимости земельного участка с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода. В качестве единицы сравнения Оценщиком выбрана цена за 1 кв.м. площади участка. В качестве объектов-аналогов Оценщиком выбрано 5 объектов, наиболее соответствующих характеристикам объекта оценки. Для выбора объектов-аналогов Оценщик использовал информацию - данные периодических изданий Волгоградской области, а именно газеты «Домино-Недвижимость», «Всё для Вас» за 2009 г. Оценщиком применялись корректировки на местоположение, транспортную обеспеченность и доступность, корректировки на назначение и привлекательность по размеру занимаемой площади, по остальным элементам сравнения корректировки не проводились.

Положительное экспертное заключение, по мнению суда первой инстанции, соответствует требованиям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности.

Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка проверен экспертом на соответствие требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Каких-либо доказательств недостоверности отчёта об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено.

Необходимо отметить, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако неправильный вывод суда о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, не повлиял на правильность вынесенного решения по существу, и не может служить основанием для его отмены применительно к частям 3 и 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Волгоградского областного суда от 18 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 16-АПГ15-5

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх