Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 16-ВПР09-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Калинина Людмила Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-ВПР09-5

от 8 июля 2009 года

 

Председательствующего Меркулова В.П. судей Калининой Л.А., Еременко Т.И.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурор Чернышковского района Волгоградской области обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого ссылался на то, что на

территории вышеназванных сельских поселений имеются несанкционированные захоронения биологических отходов, несоответствующие требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, что создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и заражения населения и животных различными заболеваниями.

Считал, что обязанность по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций лежит на администрациях Захаровского, Нижнегнутовского, Сизовского, Тормосиновского, Елкинского, Алешкинского, Басакинского сельских поселений как на органе местного самоуправления, бездействие которых нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

Решением Чернышковского районного суда Волгоградской области от 28 мая 2008 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июля 2008 года, в удовлетворении указанного заявления прокурора Чернышковского района Волгоградской области отказано.

Определением судьи Волгоградского областного суда от 8 октября 2008 года в передаче представления и.о. прокурора Волгоградской области для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с надзорным представлением об отмене данных судебных постановлений как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Суть доводов сводится к неправильному толкованию судом норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу.

30 января 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2009 года представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации с делом передано для рассмотрения в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С. Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Таких нарушений при вынесении обжалуемых постановлений судами не допущено. Обстоятельства, на которые ссылается Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Кехлеров С.Г. в надзорном представлении, были судом надлежащим образом проверены и получили правильную правовую оценку.

Как следует из материалов дела, предметом спора являются общественные отношения, связанные с хранением биологических отходов в объектах их размещения в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отношения в области обращения с биологическими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Так, в настоящее время, сбор, утилизация, уничтожение биологических отходов осуществляются в порядке, установленном Ветеринарно-санитарными правилами, утвержденными приказом Минсельхозпрода РФ от 4 декабря 1995 года (в ред. от 16 августа 2007 года).

Из системного анализа указанных Правил следует, что надлежащее содержание биологических отходов в объектах их размещения является обязанностью собственника. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей, в ведении которых находятся эти объект. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с п.п. «ц» ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

Судом установлено, что на территории Басакинского, Алешкинского, Захаровского сельских поселений - по одному месту захоронения биологических, отходов; на территории Нижнегнутовского, Елкинского, Тормосиновского, Сизовского сельских поселений - по два места захоронения биологических отходов. Данные места захоронения отходов остались от бывших хозяйств, на балансе администраций данных сельских поселений не значатся; как бесхозяйное имущество не зарегистрированы; денежные средства на создание скотомогильника не предусмотрены, в том числе в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций о том, что требование прокурора о возложении обязанности на органы местного самоуправления создать скотомогильники, является неправомерным вмешательством в их деятельность, Судебная коллегия находит основанными на правильном применении норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Чернышковского районного суда Волгоградской области от 28 мая 2008 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 9 июля 2008 года оставить без изменения, надзорное представление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 16-ВПР09-5

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх