Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 16-Г10-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 июня 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №16-Г10-11

от 2 июня 2010 года

 

председательствующего - Пирожкова В.Н. судей - Анишиной В.И. и Хаменкова В.Б. при секретаре - Аверине A.B.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Волгоградской областной Думы Бугаева В.Г., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

4 марта 2005 года областной Думой Волгоградской области принят Закон № 1019-ОД «О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области» (далее - Закон), который опубликован в печатном издании "Волгоградская правда", № 42, 11 марта 2005 года.

Балалаева Н.П. обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Закона Волгоградской области от 4 марта 2005 года № 1019-ОД.

В обоснование заявленных требований указала, что проживает в сельской местности - на хуторе [скрыто] района [скрыто] области, с 10 ноября 1980 года по 1 октября 2007

года работала [скрыто] в участковой больнице х. [скрыто], с

1 марта 2001 года является пенсионером.

По мнению заявителя, оспариваемый ею Закон области фактически частично заменил установленные федеральным законодательством натуральные льготы на денежную компенсацию и не позволяет расценивать денежную компенсацию как меру дополнительного характера, в частности указала, что пункт 1 статьи 3 указанного Закона Волгоградской области в части слов «в пределах социальной нормы площади жилья в Волгоградской области»; пункт 2 статьи 3 Закона в части слов «но не более цены за наем жилья в муниципальном и государственном жилищных фондах»; пункт 3 статьи 3 Закона, пункт 1 статьи 4 названного Закона в части слов «по установленным главой администрации Волгоградской области среднеобластным нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг»; пункт 2 статьи 4 Закона в части слов «(в коммунальных квартирах и общежитиях - занимаемую жилую площадь), исходя из тарифов оплаты за центральное отопление, установленных органами местного самоуправления, в пределах социальной нормы площади жилья в Волгоградской области... Возмещение расходов по оплате отопления жилья производится ежемесячно в течение календарного года»; пункт 3 статьи 4 Закона в части слов «исходя из среднеобластных нормативов расхода природного газа на один квадратный метр отапливаемой жилой площади в пределах социальной нормы жилья. Возмещение расходов по оплате отопления жилья газом производится ежемесячно в течение календарного года»; пункт 4 статьи 4 Закона в части слов «исходя из среднеобластных нормативов потребления электроэнергии на один метр отапливаемой занимаемой площади в

пределах социальной нормы площади жилья. Возмещение расходов по оплате электрического отопления жилья производится ежемесячно в течение отопительного периода, устанавливаемого органами местного самоуправления»; пункт 5 статьи 4 Закона в части слов «исходя из среднеобластных нормативов отапливаемой занимаемой площади и с учетом социальной нормы площади жилья в Волгоградской области»; пункт 1 статьи 5 Закона в части слов «из расчета 50 киловатт на одного специалиста в месяц. Возмещение расходов по оплате электроосвещения производится ежемесячно»; пункт 2 статьи 6 Закона в части, касающейся медицинских работников, проживающих и проработавших в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Волгоградской области не менее десяти лет, вышедшими на пенсию с должностей, указанных в пункте 1 статьи 1 Закона Волгоградской области № 1019-ОД от 4 февраля 2005 года, противоречат абзацу 2 пункта 9 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», поскольку ограничивают её право на полное возмещение расходов по оплате коммунальных услуг, предоставляемых как мера социальной поддержки медицинским работникам в сельской местности, в том числе и пенсионерам из их числа.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан были внесены изменения, в соответствии с которыми часть 2 статьи 63 Основ утратила силу, а частями 5 и 6 данной статьи полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а работников муниципальных организаций здравоохранения - органам местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и

компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, по мнению Балалаевой Н.П., оспариваемые ею нормы Закона ухудшают её материальное положение, ущемляет права на достойную жизнь, практически отменяет право на бесплатное отопление и освещение жилья, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшими до 1 января 2005 года.

Решением Волгоградского областного суда от 24 февраля 2010 года в удовлетворении заявления Балалаевой Н.П. отказано.

Балалаева Н.П. в кассационной жалобе просит решение суда отменить, считая его незаконным и принять по делу новое решение, которым заявленные ею требования удовлетворить в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Проанализировав указанные положения действующего федерального и областного законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление медицинским работникам на территории Волгоградской области мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в пределах установленных социальной нормы жилой площади и нормативов потребления соответствующих услуг не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и не ухудшает условия их предоставления.

При этом суд правомерно исходил из того, что порядок предоставления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам на территории области не изменился, такие меры, как и до 1 января 2005 года, предоставляются в натуральной форме, путем освобождения от соответствующих платежей, а совокупный объем их финансирования увеличился, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, требования части 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не допускающие после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот, при издании оспариваемого Закона Волгоградской области № 1019-ОД были соблюдены.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Волгоградского областного суда от 24 февраля 2010 года

оставить без изменения^ удовлетворения.

Председательствующий

кассационную жалобу Балалаевой Н.П. - без

Суды

Статьи законов по Делу № 16-Г10-11

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх