Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82
Телефон: 9060684949


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 18-АД13-37

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 3 марта 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 18-АД13-37

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 3 марта 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу администрации сельского поселения Субботина А.Ю. на постановление начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах от 22 ноября 2012 г., решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2013 г., постановление председателя Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2013 г., вынесенные в Субботина А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах от 22 ноября 2012 г. администрации сельского поселения Субботин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Решением судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 6 февраля 2013 г. жалоба Субботина А.Ю. на постановление должностного лица оставлена без удовлетворения. При этом судьёй не установлен факт совершения Субботиным А.Ю. следующих нарушений: отсутствие специализированного автотранспорта для проведения санитарной очистки жилой территории; неосуществление планово-регулярной очистки в районах существующей застройки; отсутствие согласованной с учреждением санитарно-эпидемиологической службы периодичности удаления твёрдых бытовых отходов в каждом населённом пункте сельского поселения; отсутствие договоров-графиков для проведения планово- регулярной очистки, составленные между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом, и согласованные с учреждением санитарно-эпидемиологической службы.

Постановлением председателя Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2013 г. постановление начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах от 22 ноября 2012 г. и решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2013 г. оставлены без изменения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене постановления должностного лица и состоявшихся в порядке его обжалования судебных постановлений, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Субботина А.Ю. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки администрации сельского поселения, проведённой 14 ноября 2012 г., выявлено нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами, установленных статьями 11, 21, 22, 24 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», пунктами 2.3, 3.7 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов», пунктами 2.2, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. «Почва, очистка населённых мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления», пунктом 2.3, 3.1, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населённых мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», пунктами 1.6, 1.8, 1.9, 2.2.1 СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»: не разработаны регламент и режим работы свалки, инструкция по приёму бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов, не обеспечивается технологический цикл изоляции отходов; по всей площади участка складирования не предусмотрено устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотнённых твёрдых бытовых отходов; проект обращения с отходами для администрации сельского поселения отсутствует; степень (класс) опасности отходов не определяется; не определяется класс опасности отхода для каждой партии отходов, вывозимых за пределы администрации Ярославского сельского поселения, где они образовались; класс опасности (токсичности) отхода не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль на соответствующей территории Российской Федерации.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации сельского поселения Субботина А.Ю. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

При этом полномочия администрации сельского поселения по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, администрацией сельского поселения заключены договоры на вывоз твёрдых бытовых отходов (л.д. 74, 75, 82-83), договоры на оказание работ (услуг) по специализированному хранению отработанных ртутьсодержащих отходов и их доставке по мере накопления к месту демеркуризации (утилизации) в специализированную организацию (л.д. 77-79), а также договор на оказание работ (услуг) по специализированному сбору, хранению и транспортировке отходов Г-ГУ классов опасности по мере их накопления, к месту переработки, обезвреживания и уничтожения (утилизации) в специализированной организации (л.д. 80,81).

Следовательно, администрация сельского поселения не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации сельского поселения Субботина А.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах от 22 ноября 2012 г., решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2013 г., постановление председателя Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2013 г., вынесенные в Субботина А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Субботина А.Ю. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу администрации сельского поселения Субботина А.Ю. удовлетворить.

Постановление начальника территориального управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Лабинском, Курганинском и Мостовском районах от 22 ноября 2012 г., решение судьи Мостовского районного суда Краснодарского края от 26 февраля 2013 г., постановление председателя Краснодарского краевого суда от 3 апреля 2013 г., вынесенные в отношении администрации сельского поселения Субботина А.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации > В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 18-АД13-37

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу

Загрузка
Наверх