Дело № 18-АД14-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 7 июля 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 18-АД14-23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 7 июля 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу защитника ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Бугаева К Н на постановление мирового судьи судебного участка № 74 г. Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 3 июля 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 23 октября 2013 г., вынесенные в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 74 г. Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 3 июля 2013 г., ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 23 октября 2013 г. указанные судебные акты оставлены без изменения.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Бугаев К.Н. просит отменить постановления, состоявшиеся в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Бугаева К.Н. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 114-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (в ред. Федеральных законов от 09 мая 2005 г. № 45-ФЗ, от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 24 октября 2012 г. государственным инспектором Новороссийского линейного отдела Южного Управления государственного морского и речного надзора (Ространснадзор) ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» выдано предписание № 10/12 об устранении нарушения требований законодательства: переоформлении Извещения о соответствии оценки и плана охраны портового средства требованиям Международного Кодекса по охране судов и портовых средств в связи с изменением руководителя компании и должностного лица, ответственного за охрану портового средства (л.д. 2).

В период времени с по 2 апреля 2013 1 г. в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой Обществом не представлено переоформленное Извещение о соответствии оценки и плана охраны портового средства требованиям Международного Кодекса по охране судов и портовых средств, предписание № 10/12 от 24 октября 2012 г. не выполнено (л.д. 9 - 11).

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.

Вместе с тем в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении и жалоб, поданных на постановление мирового судьи, судебными инстанциями не была проверена законность предписания государственного инспектора Новороссийского линейного отдела Южного Управления государственного морского и речного надзора № 10/12 от 24 октября 2012 г.

Приказом Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлота) от 13 апреля 2005 г. № 11 утвержден Устав федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности».

В силу пунктов 1.1, 3.1.2 данного Устава «Служба морской безопасности» является федеральным государственным учреждением (далее ФГУ «Служба морской безопасности»), специализирующимся в области обеспечения безопасности объектов морского и речного транспорта, находящимся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и в соответствии со своими целями осуществляет рассмотрение и одобрение планов охраны судов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений и последующих поправок к ним.

Распоряжением ФГУ «Служба морской безопасности» от 12 апреля 2005 г. № 167 утверждена временная процедура рассмотрения, одобрения и пересмотра отчетов об оценке охраны и планов охраны портовых средств (далее Временная процедура).

В соответствии с пунктом 16.59 части В Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) план охраны портового средства должен пересматриваться вслед за сменой владельцев или управленческого состава портового средства.

Согласно положениям названной Временной процедуры в соответствии с требованиями Международного Кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) в отношении каждого портового средства, обслуживающего суда, совершающие международные рейсы, проводится Оценка охраны с составлением Отчета об оценке охраны и на ее основе разрабатывается План охраны.

Оценка и План утверждаются Федеральным агентством морского и речного транспорта (далее Росморречфлот).

Оценка и План представляются в ФГУ «Служба морской безопасности» для рассмотрения и подготовки к утверждению Росморречфлотом.

Разделом II указанной Временной процедуры регламентирован пересмотр и утверждение отчетов об оценке охраны и планов охраны портовых средств по Кодексу ОСПС.

В соответствии с пунктом 1 данного раздела Временной процедуры утвержденные Оценка и План должны подвергаться периодическому пересмотру (обновлению) с учетом изменяющихся угроз и в случаях, предусмотренных настоящей Процедурой.

Кроме того, в процессе деятельности портового средства в План и Оценку могут вноситься отдельные изменения и дополнения, не требующие утверждения.

Пересмотр может быть: - плановым; - внеплановым.

Плановый и внеплановый пересмотр Оценок и Планов (или только Планов), внесение изменений и дополнений в Оценку и План (требующих и не требующих утверждения) осуществляется Службой. В отдельных случаях пересмотр Оценки и Плана может быть выполнен с привлечением Уполномоченной организации.

В соответствии с подпунктом 3.2.5 пункта 3.2 раздела II Временной процедуры в случае смены управленческого аппарата портового средства (руководителя, его первого заместителя, руководителя службы безопасности (охраны) производится внеплановый пересмотр Плана (без пересмотра Оценки).

При этом в силу пункта 3.2 раздела II Временной процедуры в случае внепланового пересмотра Плана в Оценку вносятся соответствующие изменения по тексту.

Пунктом 3.3 раздела II Временной процедуры установлено, что представление Оценок и Планов для пересмотра и утверждения осуществляется в порядке, указанном в разделе I.

Изменения и дополнения, которые могут быть внесены в План без их утверждения, указаны в пункте 4.2 раздела II Временной процедуры: смена должностного лица портового средства (его заместителя), ответственного за охрану, или его заместителя; данные по связи с должностными лицами портового средства; другие изменения и дополнения, не влияющие на эффективность системы охраны портового средства.

Изменения и дополнения, не требующие утверждения, вносятся в План Заказчиком самостоятельно.

Заказчик представляет в Службу Заявку по форме ПП 01/02 и Лист изменений в двух экземплярах. Оба экземпляра Листа подписывается Заказчиком и ДЛПС и заверяется гербовой печатью. Первый экземпляр Листа после проведения экспертизы передается Заказчику, второй экземпляр остается в Службе.

Выполненные изменения и дополнения представляются в ИМО, о чем уведомляется Заказчик.

Листы изменений и дополнений учитываются как Приложения к Оценке и Плану (пункт 4.4 раздела II Временной процедуры).

Исходя из приведенных выше положений пункта 16.59 части В Кодекса ОСПС и раздела II Временной процедуры, смена управленческого состава портового средства - руководителя компании обязывала ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» произвести внеплановый пересмотр Плана охраны портового средства без пересмотра Оценки, но с внесением в нее соответствующих изменений по тексту.

В силу положений пунктов 4.2 и 4.4 раздела II Временной процедуры смена должностного лица, ответственного за охрану портового средства, обязывала портовое средство самостоятельно внести об этом изменения в План охраны, о чем представить соответствующие документы в ФГУ «Служба морской безопасности».

По смыслу положений пункта 3 раздела Временной процедуры I Извещение о соответствии оценки охраны и плана охраны портового средства требованиям Кодекса ОСПС является документом, подтверждающим факт утверждения Оценки охраны и Плана охраны портового средства, их соответствия требованиям Кодекса ОСПС. Данный документ выдается Службой вместе с утвержденными и согласованными Отчетом и Планом по результатам их рассмотрения.

Содержание предписания административного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Предписание административного органа должно быть исполнимым.

В предписании государственного инспектора Новороссийского линейного отдела Южного Управления государственного морского и речного надзора (Ространснадзор) № 10/12 от 24 октября 2012 г. указано на необходимость переоформлять Извещение о соответствии Оценки и Плана охраны портового средства требованиям Кодекса ОСПС.

Вместе с тем законодательство, на которое ссылается должностное лицо административного органа, не содержит норм, возлагающих на портовое средство обязанность переоформлять Извещение о соответствии Оценки и Плана охраны портового средства требованиям Кодекса ОСПС. В соответствии с приведенными выше правовыми нормами смена управленческого состава портового средства - руководителя компании влекла для ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» обязанность произвести только внеплановый пересмотр Плана охраны портового средства.

При таких обстоятельствах предписание государственного инспектора Новороссийского линейного отдела Южного Управления государственного морского и речного надзора (Ространснадзор) № 10/12 от 24 октября 2012 г. нельзя признать основанным на нормах закона.

При рассмотрении дела и жалоб на постановление мирового судьи законность предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), судебными инстанциями должным образом не проверялась.

Материалы дела и имеющиеся по делу доказательства свидетельствуют об отсутствии у ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» обязанности переоформлять Извещение о соответствии Оценки и Плана охраны портового средства требованиям Кодекса ОСПС.

Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были. Обстоятельства, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления, не доказаны.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 74 г. Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 3 июля 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 23 октября 2013 г., вынесенные в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу защитника ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» Бугаева К.Н. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 74 г. Новороссийска Краснодарского края от 20 мая 2013 г., решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 3 июля 2013 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 23 октября 2013 г., вынесенные в отношении ОАО «Новороссийский судоремонтный завод» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П.Меркулов

Статьи законов по Делу № 18-АД14-23

КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх