Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 18-Г08-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 мая 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №18-Г08-11

г. Москва

председательствующего - Пирожкова В.Н.

судей - Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу Саламатина Александра Ивановича на решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Саламатина А.И. и его представителя Жукова В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителей Законодательного Собрания Краснодарского края Загудаевой Е.Ю. и Бурное Е.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской федерации

 

установила:

Саламатин А.И. обратился в суд с заявлением о признании статьи 15.1 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в силу оспариваемой нормы. В обоснование требования сослался на то, что оспариваемая правовая норма устанавливает ограничение, в силу которого перевозчик не вправе выполнять пассажирские перевозки при отсутствии договора со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения. Указанный Закон Краснодарского края в оспариваемой части противоречит статье 421 ГК РФ, предусматривающей, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Поскольку гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, субъект Российской Федерации не вправе был принимать указанный Закон. Оспариваемая правовая норма Закона Краснодарского края, устанавливая конкурсный отбор перевозчиков и необходимость заключения договора со специально уполномоченным органом, создает препятствия в осуществлении лицензируемой на федеральном уровне деятельности и устанавливает дополнительные требования к перевозчикам, не предусмотренные федеральным законодательством, чем нарушает право заявителя на свободное осуществление предпринимательской деятельности.

Решением Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года отказано в удовлетворении указанного заявления.

В кассационной жалобе Саламатин А.И. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения (пункт «и» статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае», опубликован в изданиях - «Кубанские новости» 30 июля 1999 года, № 139, «Информационный бюллетень Законодательным Собранием Краснодарского края» № 7, 1999 года.

Из преамбулы оспариваемого Закона Краснодарского края следует, что сферой его правового регулирования являются отношения по организации и осуществлению автотранспортных пассажирских перевозок и по обеспечению безопасности дорожного движения в Краснодарском крае.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4 Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляется в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, определяемой соответствующим специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения, или собственной производственной необходимостью. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, выполняющих регулярные пассажирские перевозки, осуществляемая в соответствии с потребностью населения в оказании услуг по перевозке, регламентируется договором на осуществление регулярных пассажирских перевозок, заключаемым по результатам конкурса, проводимого в пределах своей компетенции специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения, с целью выбора перевозчиков, обеспечивающих наиболее качественные и безопасные условия перевозок.

Согласно статье 15.1 данного Закона Краснодарского края перевозчик не вправе выполнять пассажирские перевозки при отсутствии соответствующей лицензии либо договора со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с его компетенцией.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородное и межмуниципальное сообщение также отнесено к полномочиям органов государственной власти.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что, поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта Российской Федерации находятся в компетенции субъекта Российской Федерации, то Законодательное Собрание Краснодарского края приняло Закон «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» в соответствии со своей компетенцией.

В части признания недействующей статьи 15.1 указанного Закона Краснодарского края (в части заключения договора со специально

уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на осуществление регулярных маршрутных перевозок) суд обосновано отказал в удовлетворении заявленного требования Саламатину А.И.

Судом установлено, что оспариваемые нормативные положения регулируют также и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров.

Подпунктом «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регулирование в области безопасности дорожного движения является одной из мер в защиту жизни, здоровья и имущества граждан, их прав и законных интересов.

Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством выбора перевозчиков, способных осуществить наиболее качественное и безопасное оказание услуг по перевозке граждан на регулярных маршрутах.

Статьей 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона), устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21 Федерального закона). Пункт 1 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» не относит к компетенции Российской Федерации вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта. Эти вопросы отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, основанные на пассажирских перевозках, возникают не только между перевозчиком и пассажиром - потребителем услуг по перевозкам.

Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ относит к вопросам организации дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями.

Статья 5 данного Федерального закона дает перечень мер, направленных на обеспечение безопасности движения, которые не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а предполагают отношения на уровне власти - подчинения, характерные для административных правоотношений. К ним отнесены, в частности, регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществление деятельности по организации дорожного движения; осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные правоотношения возникают также между перевозчиком и уполномоченными органами государственной власти по вопросам технического обеспечения безопасности движения, соблюдения установленных технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства.

Оспариваемая правовая норма Закона Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ, как правильно указал в решении суд, не регулирует гражданские правоотношения, носит административно-правовой характер и в силу подпункта «б» статьи 72 Конституции Российской Федерации принята в пределах ведения субъекта Российской Федерации.

Доводы заявителя о том, что оспариваемая правовая норма нарушает его право на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения, поскольку обязывает заключать договор со специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания Краснодарского края и соблюдать договорные условия в то время, как для этого достаточно лишь получения лицензии, проверены судом и признаны несостоятельными. Суд правильно указал, что конкурс на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.

Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок, как правильно указал в решении суд, не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем. Получение лицензии само по себе не означает право лицензиата на осуществление пассажирских перевозок без учета требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации дорожного движения.

Вывод суда о том, что Закон Краснодарского края от 7 июля 1999 года № 193-КЗ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае» принят законодательным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и не противоречит федеральному законодательству, является правильным, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к неправильному истолкованию судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным выше основаниям.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 5 марта 2008 года оставить без изменения, кассационного жалобу Саламатина А.И. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 18-Г08-11

Статья 11. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное
Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 73. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного
ГК РФ Статья 421. Свобода договора
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх