Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 5
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 19-Г09-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 января 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №19-Г09-12

от 13 января 2010 года

 

председательствующего В.П. Меркулова

при секретаре Н.В. Росляковой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Коберник О | В | об оспаривании в части закона Ставропольского края от 09

декабря 2008 года №92-кз «О внесении изменений в статьи 1 и 4 закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и многодетных семей» по кассационной жалобе Коберник О.В. на решение Ставропольского краевого суда от 24 сентября 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям губернатора Ставропольского края Е.Л. Берест и государственной думы Ставропольского края М.А. Карабута, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Государственной Думой Ставропольского края 26 ноября 2008 года принят закон № 92-кз «О внесении изменений в статьи 1 и 4 Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и многодетных семей», который 9 декабря 2008 года подписан губернатором Ставропольского края и

официально опубликован в издании «Ставропольская правда» 12 декабря 2008 года.

Коберник О.В., будучи многодетной матерью, обратилась в Ставропольский краевой суд с заявлением о признании названного закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований сослалась на его противоречие Указу Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и на нарушение ее прав на получение льгот, предоставляемых многодетным семьям.

В судебном заседании Коберник О.В. поддержала заявленные суду требования.

Государственная дума Ставропольского края, Губернатор Ставропольского края, Управление труда и социальной защиты населения г. Ставрополя просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ставропольского краевого суда от 24 сентября 2009 года в удовлетворении заявленных суду требований отказано.

В кассационной жалобе Коберник О.В. просит указанное решение суда отменить ввиду нарушения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи

с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Законом Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и многодетных семей» многодетным семьям предоставлялись следующие меры социальной поддержки:

а) снижение на 30 процентов размера оплаты коммунальных услуг за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, -стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на территории соответствующего муниципального образования Ставропольского края;

б) бесплатное обеспечение лекарственными средствами, приобретаемыми по рецептам врачей, детей в возрасте до 6 лет;

в) бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных сообщений учащихся общеобразовательных школ;

г) бесплатное посещение один раз в месяц музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

Оспариваемым нормативно-правовым актом внесены изменения в закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и многодетных семей», в частности, в абзаце 6 ст. 1 слова «набор социальных услуг, предоставляемых многодетным семьям в натуральном выражении» заменены словами «ежемесячная денежная компенсация многодетным семьям»; ч. 1 ст. 4 изложена в следующей редакции:

«1. Многодетным семьям взамен набора социальных услуг, предоставляемых в натуральном выражении, назначается и выплачивается ежемесячная денежная компенсация на каждого ребенка в возрасте до 18 лет в размере 200 рублей».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемый закон принят законодательным органом субъекта РФ в пределах своих полномочий.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации указанные в пункте 2 статьи 26.3 этого закона, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку финансирование расходов по социальной поддержке многодетных семей осуществляется исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ, и законодательный орган Ставропольского края вправе самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, суд правильно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт не противоречит действующему федеральному законодательству.

Ссылка в кассационной жалобе на Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» не может быть признана состоятельной, поскольку федеральный закон от 6.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» принят позже Указа и по своей юридической силе имеет приоритет над ним, поэтому судом правильно применен закон.

Необоснованность других доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, подтверждающих законность решения суда, которые судебная коллегия считает правильными, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении аналогичных мотивов, которым дана оценка.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Ставропольского краевого суда от 24 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коберник О.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 19-Г09-12

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх