Дело № 19-КГ15-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 30 марта 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 19-КГ15-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 30 марта 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоПчелинцевой Л.М.,
судейГуляевой Г.А. и Кириллова В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 марта 2015 г. гражданское дело по иску Криулина С А к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Центру финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о назначении пенсии за выслугу лет по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Селюжицкой Е.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2014 г., которым отменено решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 апреля 2014 г. По делу постановлено новое решение об удовлетворении иска.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Марьяна Г.В., Протасевича А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителя истца Вяткина С.Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Криулин С А обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю, Центру финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю о назначении и выплате пенсии за выслугу лет.

В обоснование требований Криулин С.А. указал, что проходил службу в структурах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). В июле 2012 года Криулин С.А. уволен со службы по пункту «в» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). Истец указал, что после увольнения со службы он неоднократно обращался в пенсионные органы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлениями о назначении пенсии по выслуге лет, однако в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимой выслуги. По мнению Криулина С.А., отказ в назначении пенсии по выслуге лет является незаконным.

Представители ответчиков исковые требования не признали.

Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 апреля 2014 г. в удовлетворении исковых требований Криулина С.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу постановлено новое решение об удовлетворении требований Криулина С.А. На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю возложена обязанность произвести Криулину С.А. назначение пенсии за выслугу лет с момента его увольнения. На Центр финансового обеспечения отдела пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю возложена обязанность произвести выплату пенсии Криулину С.А. с момента её назначения.

Представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю Селюжицкая ЕВ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения, как незаконного, и оставления в силе решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Криулина С.А. По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 8 декабря 2014 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 24 февраля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено, что в период 1998 года по 2003 год Криулин С.А. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации. 24 мая 2004 г.

Криулин С.А. принят на службу в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ставропольского края.

В период с 1 января 2005 г. по 16 февраля 2011 г. истец проходил службу в Главном управлении МЧС России по Ставропольскому краю. 1 октября 2011 г. Криулин С.А. принят на должность в отдел Северо-Кавказского регионального центра МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы).

Судом также установлено, что 28 июня 2012 г. Криулиным С.А. на имя начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России подан рапорт об увольнении со службы по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию).

Приказом начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 2 июля 2012 г. Криулин С.А. уволен со службы по пункту «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет Криулина С.А. по состоянию на 2 июля 2012 г.

составила в календарном исчислении 13 лет 04 месяца 03 дня, в льготном исчислении 15 лет 6 месяцев 9 дней.

13 февраля 2013 г. Криулин С.А. обратился в Северо-Кавказский региональный центр МЧС России с заявлением об изменении основания его увольнения с пункта «а» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по собственному желанию) на пункт «в» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), со ссылкой на то, что с учётом изменений, внесённых в пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» периоды его службы в таможенных органах Российской Федерации подлежат включению в выслугу лет.

Приказом начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26 марта 2013 г. внесены изменения в пункт 2 приказа Северо- Кавказского регионального центра МЧС России от 2 июля 2012 г., согласно которым Криулин С.А. уволен с должности отдела финансово-экономического управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) по пункту «в» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). В названном приказе указано, что выслуга лет Криулина С.А. по состоянию на 2 июля 2012 г. составила в календарном исчислении 17 лет 09 месяцев 29 дней, в льготном исчислении 20 лет 00 месяцев 06 дней.

Судом установлено, что после увольнения со службы Криулин С.А. обращался в пенсионные органы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлениями о назначении пенсии по выслуге лет, однако в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимой выслуги со ссылкой на то, что служба Криулина С.А. в таможенных органах не подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в органах МЧС России.

Отказывая в удовлетворении требований Криулина С.А. о назначении пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для включения периода службы Криулина С.А. в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии после его увольнения со службы в Северо-Кавказском региональном центре МЧС России не имеется, поскольку в соответствии с пунктом 1(1) постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г. Суд указал, что Криулин С.А. на момент увольнения являлся сотрудником органов МЧС России, а не сотрудником органов внутренних дел, в связи с чем зачёт периода прохождения им службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии не предусмотрен действующим законодательством.

С данным выводом суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований Криулина С.А., суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2253 «Об отнесении таможенных органов Российской Федерации к государственным военизированным организациям», а также Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учётом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. № 103, исходил из того, что таможенные органы Российской Федерации входят в систему правоохранительных органов и отнесены к государственным военизированным организациям, в связи с чем пришёл к выводу о том, что период службы Криулина С.А. в таможенных органах Российской Федерации подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии после его увольнения с должности начальника планово - финансового отдела финансово-экономического управления Северо- Кавказского регионального центра МЧС России.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данные выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с абзацем 4 пункта «а» статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом б части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.

Пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы 20 лет и более.

Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г.

№ 941) в редакции, действовавшей на момент увольнения Криулина С.А. 2 июля 2012 г., установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. При этом названным пунктом постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 не предусмотрен зачёт в выслугу лет для назначения пенсии периода службы указанных лиц в таможенных органах.

Пункт 1 (1) указанного постановления, введённый в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г.

№ 854, предусматривающий зачёт в выслугу лет для назначения пенсии периода замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенных со службы с 1 января 2012 г., к которым лица, проходящие службу в органах МЧС России, не относятся.

Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходящим службу в органах МЧС России, не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии указанным лицам периодов прохождения ими службы в таможенных органах, выводы суда апелляционной инстанции о зачёте Криулину С.А. спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии как лицу, проходившему службу в органах МЧС России, со ссылкой на положения законодательства, регулирующего прохождение службы в таможенных органах Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт неправомерными.

Принимая во внимание, что на момент увольнения со службы Криулина С.А. у него отсутствовала необходимая в силу пункта «а» статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 выслуга для назначения соответствующей пенсии как лицу, проходившему службу в органах МЧС России, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также признаёт незаконным вывод суда апелляционной инстанции об обязании ответчиков назначить и выплачивать Криулину С.А. пенсию за выслугу лет с момента его увольнения со службы в органах МЧС России.

Учитывая изложенное, апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 18 июля 2014 г. отменить.

Оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 7 апреля 2014 г.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 19-КГ15-1

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх