Дело № 2-АПГ14-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 26 ноября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Абакумова Ирина Даниловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 2-АПГ14-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 26 ноября 2014 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейАбакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.
при секретареДарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вологдагазпромэнерго» о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия пунктов 1 и 2 приказа Департамента имущественных отношений Вологодской области от 24 февраля 2014 г. № 9н «О внесении изменений в приказ Департамента имущественных отношений области от 27 декабря 2012 г. № 206» по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 11 августа 2014 г. № 3-21/2014, которым заявленные требования частично удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя Департамента имущественных отношений Вологодской области Веселовой Е.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Газпром Теплоэнерго Вологда» Кругловой Е С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Департамент имущественных отношений Вологодской области приказом от 27 декабря 2012 г. № 206 (далее - Приказ № 206) утвердил результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области.

Впоследствии приказом от 24 февраля 2014 г. № 9н (далее - Приказ № 9н) внесены изменения в приложение 1 к Приказу № 206 в части установления кадастровой стоимости отдельных земельных участков.

Приказ № 9н официально опубликован 4 марта 2014 г. в областной газете «Красный Север», № 23.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 9н указанные выше изменения подлежат применению с 18 января 2013 г.

Общество с ограниченной ответственностью «Вологдагазпромэнерго» (далее - ООО «Вологдагазпромэнерго»), являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 35:21:0302009:3,35:21:0303001:96, 35:21:03 04002:15,35:21:0401008:128,35:21:401011:44,35:21:0203002:23,35:21:0502005:2, 35:21:0401003:46, 35:21:0203002:106, оспорило пункты 1 и 2 Приказа № 9н.

При этом заявитель ссылался на их противоречие нормам действующего законодательства и нарушение его прав и законных интересов, поскольку Комитетом по управлению имуществом города Череповца на основании изменений кадастровой стоимости был произведен перерасчет арендной платы, в том числе за период времени, предшествующий дате принятия и опубликования Приказа № 9н. В обоснование своих доводов ООО «Вологдагазпромэнерго» указало на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушен порядок, предусмотренный статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (части 4 и 5), поскольку в решении филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области о необходимости устранения кадастровой ошибки отсутствуют обоснование квалификации соответствующих сведений как ошибочных, указание, в чем состоит необходимость исправления ошибки; изменение кадастровой стоимости земельного участка не должно влечь за собой перерасчет размера арендной платы за периоды времени, предшествующие дате принятия и опубликования в установленном порядке приказа, определяющего новую кадастровую стоимость земельного участка.

Решением Вологодского областного суда от 11 августа 2014 г. заявление ООО «Вологдагазпромэнерго» удовлетворено частично: пункт 2 Приказа № 9 н признан недействующим с момента принятия нормативного правового акта, в остальной части требований - отказано.

В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент) просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействующим пункта 2 Приказа № 9н, как принятого с нарушением норм материального права, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований ООО «Вологдагазпромэнерго» отказать в полном объеме.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявителем и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области» о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании апелляционной инстанции ООО «Вологдагазпромэнерго» заявило ходатайство об изменении наименования общества на «Газпром Теплоэнерго Вологда» (далее - ООО «Газпром Теплоэнерго Вологда»), которое было удовлетворено.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Из анализа указанных норм, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 г. № 874, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят Департаментом в пределах его компетенции.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости к ошибкам в государственном кадастре недвижимости относится воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Согласно частям 4-5 статьи 28 Закон о государственном кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в том числе в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия).

Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Как усматривается из материалов дела, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области выявило кадастровую ошибку, которая заключалась в неправильном определении группы видов разрешенного использования земельных участков в результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области, утвержденных Приказом № 206.

Так, земельные участки с кадастровыми номерами 35:21:0302009:3,35:21:0303001:96,35:21:0304002:15,35:21:0401008:128,35:21:04 01011:44,35:21:0203002:23, 35:21:0502005:2, 35:21:0401003:46, 35:21:0203002:106 ошибочно отнесены к 13-й группе видов разрешенного использования, а не к 9-ой группе видов разрешенного использования земель.

О выявленной ошибке, допущенной исполнителем оценочных работ, было сообщено филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в письме от 26 июня 2013 г. № 15/15- 21/9333.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области принял решение от 16 сентября 2013 г. № 01-13/03245 о необходимости устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

По результатам пересчета кадастровой стоимости земельных участков, представленного оценщиком в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту № 85Д/2-12, заседания рабочей группы по рассмотрению актуальных вопросов применения результатов кадастровой оценки земель на территории области от 6 ноября 2013 г. № 15, Департамент 24 февраля 2014 г. издал приказ № 9н «О внесении изменений в приказ Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области».

Суд первой инстанции с учетом норм статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, пунктов 18, 47, 48 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42, сделал обоснованный вывод о соблюдении Департаментом процедуры принятия решения об исправлении кадастровой оценки.

Правильным является и вывод суда о признании недействующим пункта 2 Приказа № 9н.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Согласно принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, который вытекает из Конституции Российской Федерации и имеет общеправовое значение, федеральный законодатель, вводя в действие новые правовые нормы и признавая утратившими силу прежние, обязан, как того требуют статьи 1,2, 17 (часть 1), 18, 19, 54 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и не вправе придавать обратную силу новому регулированию, если оно ухудшает правовое положение личности, ограничивает ее субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.

Исходя из того, что распространение действия оспариваемого нормативного правового акта на правоотношения, возникшие с 18 января 2013 г. в отношении земельных участков, арендатором которых является ООО « Газпром Теплоэнерго Вологда», ухудшает правовое положение заявителя, придание оспариваемому правовому акту обратной силы противоречит как указанным выше нормам, так и статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.

№ 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.

Одним из таких принципов является принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

В данном случае придание нормативному правовому акту обратной силы, как правильно указал суд, противоречит указанному принципу.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Установив, что на заявителя незаконно была возложена обязанность по уплате дополнительных арендных платежей, оплата задолженности по арендной плате, исчисленная в связи с перерасчетом кадастровой стоимости им не произведена, то есть оспариваемый правовой акт фактически не исполнялся, суд правомерно признал его недействующим с момента принятия.

Судом не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Вологодской области.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Вологодского областного суда от 11 августа 2014 г. № 3-21/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Газпром Теплоэнерго Вологда» - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 2-АПГ14-4

Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГК РФ Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх