Дело № 2-Г11-30

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 января 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №2-Г11-30

от 25 января 2012 года

 

председательствующего В.Н. Пирожкова

при секретаре А.Е. Васильченко

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению мэрии города Череповца о признании недействительным пункта 2 Приложения к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 года №586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры» по кассационной жалобе мэрии города Череповца Вологодской области на решение Вологодского областного суда от 18 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя мэрии города Череповца по доверенности Е.Е. Шумаевой, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Э.С. Засеевой , полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Исполнительным комитетом Вологодского областного Совета народных депутатов 19 ноября 1987 года принято решение №586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры».

Мэрия города Череповца Вологодской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании пункта 2 Приложения к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных

депутатов от 19 ноября 1987 года №586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры», которым отнесено к памятникам истории и архитектуры местного значения и принято под государственную охрану здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, расположенное по улице Коммунистов, 40.

В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Вологодской области от 21 октября 2008 года № 130-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» указанное здание передано в муниципальную собственность муниципального образования «Город Череповец». Право муниципальной собственности зарегистрировано 26 июля 2009 года.

В соответствии с актом и заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда от 19 декабря 2008 года № 8 указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации и включен в областную адресную программу № 2 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2009 год с учетом необходимости стимулирования рынка жилья», утверждённую постановлением Правительства Волгоградской области от 27 февраля 2009 года № 344.

Однако в процессе подготовки и организации работ по сносу здания выяснилось, что указанное здание включено в Список памятников истории и архитектуры города Череповца, принятых под государственную охрану местного значения. Исторический памятник поставлен под государственную охрану решением исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 года № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры».

Заявитель ссылается на то, что отнесения указанного здания к памятникам истории местного значения и постановка его под государственную охрану противоречит ст. 10 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ст. 17 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», ст. 9 Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и ст. 16 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании

памятников истории и культуры», поскольку не был соблюден действовавший на время принятия оспариваемого акта порядок его принятия.

В судебном заседании представитель мэрии г. Череповца поддержала заявленные суду требования.

Правительство Вологодской области просило суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Вологодского областного суда от 18 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе представитель мэрии г. Череповца Вологодской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Оспариваемым в настоящем деле Пунктом 2 приложения №1 к решению исполнительного комитета Вологодского областного Совета народных депутатов от 19 ноября 1987 года № 586 «О постановке под государственную охрану памятников истории и культуры» здание по улице Коммунистов. 40 города Череповца отнесено к памятнику истории и архитектуры местного значения, принятого под государственную охрану.

В соответствии с действовавшим на время принятия оспариваемого акта Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесение недвижимых памятников истории и культуры к категории памятников местного значения производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных.

Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов по согласованию с Министерством культуры РСФСР.

Судом установлено, что согласно заданию на разработку проекта зон охраны памятников истории и культуры города Череповца от 1988 года, утвержденному начальником управления культуры Вологодского облисполкома, разработчику в числе исходных данных были представлены для проектирования списки памятников, паспорта, материалы проектов, данные об отводах под строительство, данные БТИ о застройке и иные документы.

В списке памятников под номером 4 указано здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, расположенное в городе Череповце, улица Коммунистов, 40.

Как следует из учетной карточки от 20 октября 1985 года, составленной в соответствии с приложением № 3 к инструкции № 203, указанное здание является памятником истории и архитектуры, наименование памятника - «Здание, где в октябре 1917 года находился Череповецкий революционный комитет, в декабре 1917 года уездный исполнительный комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Согласно краткому описанию памятника наряду с выдающимся историко-революционным значением, здание представляет и архитектурно-градостроительное значение, как одно из немногих сохранившихся зданий провинциальной архитектуры административного назначения.

Проанализировав установленные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что заключение, содержащееся в учетной карточке и историческая справка, являлись достаточными для принятия решения о включении данного объекта в список памятников истории и культуры, соответствовали законодательству, действовавшему на момент принятия оспариваемого решения.

Доводы кассационной жалобы сводятся к нарушению порядка федерального законодательства, действующего на время рассмотрения дела судом. Между тем, в пункте 1 статьи 63 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года, сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные законодательством СССР.

У судебной коллегии не было оснований полагать, что при принятии оспариваемого акта были нарушены нормы действовавшего на то время законодательства.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Вологодского областного суда от 18 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии города Череповца

ВОЛОГОДСКОЙ Области - без УДОВЛ^тАппк^я

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 2-Г11-30

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх