Дело № 20-АПГ12-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 ноября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №20-АПГ12-8

от 14 ноября 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Аверине A.B. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Республики Дагестан: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацы 4, 5 раздела IV, абзацы 15, 16, 17 раздела V Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2011 года № 506.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Правительства Республики Дагестан 23 декабря 2011 года № 506 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год.

Постановление размещено в сети общего пользования Интернет на сайте регионального законодательства.

Разделом IV Территориальной программы установлены нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в

медицинской помощи по ее видам на 1 человека в год, которые в среднем составляют для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, 0,055 пациенте-дня (абзац 4); для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,249 койко-дня (абзац 5).

Разделом V Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь. Подушевые нормативы финансового обеспечения установлены в расчете на 1 человека в год и составляют в среднем 3.955,9 руб. (абзац 15), из них 2.795,5 руб. - за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования (абзац 16) и 1.160,4 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в разделе III Программы (абзац 17).

Заместитель прокурора Республики Дагестан обратился в Верховный суд Республики Дагестан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 4, 5 раздела IV, абзацев 15, 16, 17 раздела V Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2011 года № 506.

Заявление мотивировано тем, что установленные нормативы ниже нормативов Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856, что нарушает права граждан, проживающих на территории Республики Дагестан, на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Решением Верховного суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 года заявление прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе Правительства Республики Дагестан ставится вопрос об отмене указанного решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 81 (часть 1) Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В силу части 18 статьи 100 названного Федерального закона в 2012 году реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение статьи 20.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856.

Разделом IV указанной Программы установлены нормативы объема медицинской помощи, которые по ее видам рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и в среднем составляют для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, 0,59 пациенто-дня; для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,78 койко-дня.

Разделом V Программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения, предусмотренные Программой, в расчете на 1 человека в год (без учета расходов федерального бюджета), которые составляют в среднем 7.633,4 руб., из них:

4.102,9 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования;

3.530,5 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности указанных в последнем абзаце раздела III Программы медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Разделом I Программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования), в которых вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) при условии финансового обеспечения территориальных программ с учетом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи. Территориальная программа обязательного медицинского страхования может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Аналогичное положение закреплено в пункте 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Анализ приведенных положений федерального законодательства свидетельствует о том, что территориальные программы должны соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, поскольку дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи определяются с учетом предусмотренных федеральной программой соответствующих нормативов.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856 постановлением Правительства Республики Дагестан от

23 декабря 2011 года № 506 утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год.

Разделом IV Территориальной программы установлены нормативы объема медицинской помощи с целью обеспечения потребности граждан в медицинской помощи по ее видам в расчете на 1 человека в год, которые в среднем составили для амбулаторной медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров, 0,055 пациенто-дня (абзац 4); для стационарной медицинской помощи, предоставляемой в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, - 2,249 койко-дня (абзац 5).

В разделе V Территориальной программы установлены подушевые нормативы финансового обеспечения в расчете на 1 человека в год, которые в среднем составили 3.955,9 руб. (абзац 15), из них 2.795,5 руб. - за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (абзац 16) и 1.160,4 руб. - за счет средств соответствующих бюджетов, предусматриваемых на оказание скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной), медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, медицинской помощи при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ, а также на содержание медицинских организаций, участвующих в обязательном медицинском страховании, и финансовое обеспечение деятельности медицинских организаций, не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, указанных в разделе III Программы (абзац 17).

Сопоставив оспариваемые нормы Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации в Республике Дагестан бесплатной медицинской помощи на 2012 год с соответствующими нормами Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год и установив, что предусмотренные в оспариваемых нормах значения ниже, чем в федеральной программе, суд сделал правильный вывод о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.

Суд обоснованно не признал основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора ссылку на пункт 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», указав, что оспариваемыми нормами установлены общие нормативы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, а не нормативы оказания медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, о чем говорится в названной норме.

Довод апелляционной жалобы о том, что установление в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации

бесплатной медицинской помощи на 2012 год средних нормативов свидетельствует о наличии у субъектов Российской Федерации права корректировать эти нормативы, основан на неверном толковании закона.

Предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть уменьшены субъектами Российской Федерации.

Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может зависеть и от наличия средств в бюджете субъекта РФ, поэтому довод апелляционной жалобы о дефиците финансового обеспечения Республики Дагестан не может послужить основанием к отмене решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Дагестан от 6 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 20-АПГ12-8

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх