Дело № 20-В09-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №20-В09-11

от 4 марта 2010 года

 

судей Корчашкиной Т.Е., Колычевой Г.А.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Рашидханов P.O. обратился в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что на основании приказа Министерства внутренних дел Республики Дагестан № 2-лс от 6 января 2005 г. был откомандирован в распоряжение Министерства внутренних дел Чеченской Республики, где в период с 24 января 2005 г. по 24 ноября 2005 г., находясь в должности

Шалинского РОВД Чеченской Республики, выполнял боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона России. В течение

всего времени нахождения в командировке фактически ежедневно принимал участие в контртеррористических операциях, однако денежные выплаты за участие в боевых действиях ему были произведены не в полном объёме.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2008 г. иск Рашидханова P.O. удовлетворён. Суд взыскал с Шалинского РОВД Чеченской Республики в пользу истца | | руб. в счёт возмещения невыплаченных сумм вознаграждения за участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики за период с 24 января 2005 г. по 24 ноября 2005 г., обязал Министерство внутренних дел Республики Дагестан засчитать Рашидханову P.O. в выслугу лет для назначения пенсии период службы с 24 января 2005 г. по 24 ноября 2005 г. в льготном исчислении из расчёта один день участия в боевых действиях за три дня выслуги, а также засчитать Рашидханову P.O. время его непосредственного участия в боевых действиях с 24 января 2005 г. по 24 ноября 2005 г. в срок службы в специальном звании на льготных условиях из расчёта один месяц военной службы за три месяца.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от 24 октября 2008 г. указанное решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе ОВД по Шалинскому району Чеченской Республики ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2010 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Стороны, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит её подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и

законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.

При рассмотрении дела суд на основании выписок из журналов учета боевых действий и боевых распоряжений пришёл к выводу о том, что Рашидханов P.O. ежедневно, в течение всего времени нахождения в служебной командировке участвовал в боевых действиях, а доказательств непосредственного участия истца в контртеррористических операциях только в те дни, за которые ему выплачено вознаграждение, ОВД по Шалинскому району Чеченской Республики не представлено.

С данным выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права и сделан с существенным нарушением норм процессуального права.

Статья 3 Федерального закона от 25 июля 1998 г. № 330-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшего на момент спорных правоотношений), определяет понятие «контртеррористическая операция», как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Согласно пункту 3 статьи 12 указанного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Статьёй 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в составе специальных сил и сил Объединённой группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем Оперативного штаба, денежное

вознаграждение за фактическое участие в этих операциях из расчёта 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждаемых руководителем регионального оперативного штаба.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 747 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. № 65, и с 1 января 2006 г. было отменено вознаграждение за фактическое участие в контртеррористических операциях из расчета 20 тысяч рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в контртеррористических операциях, с соответствующим увеличением размера выплаты полевых (суточных) денег.

До 1 января 2006 г. выплата так называемых «боевых» была установлена рядом постановлений Правительства Российской Федерации, из анализа которых следует, что выплата денежных средств за участие в вооружённых конфликтах и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации зависит от фактического участия в определённых контртеррористических операциях в составе специальных сил и сил Объединённой группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Поэтому указанные выплаты должны производиться тем лицам, которые реально участвовали в этих операциях и за всё время такого участия. При этом само по себе нахождение в период командировки в зоне боевых действий ещё не означает фактического участия в боевых действиях.

В связи с этим фактическое участие в боевых действиях, контртеррористических операциях должно быть доказано в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Однако суд в нарушение названного требования процессуального законодательства и при отсутствии доказательств, подтверждающих фактическое участие Рашидханова P.O. в боевых действиях в течение всего периода нахождения в служебной командировке, удовлетворил исковые требования. При этом приказов, утверждённых руководителем Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и свидетельствующих о непосредственном участии истца в контртеррористических операциях, не имелось.

При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные постановления нельзя признать законными.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия по

гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение, с целью исправления судебной ошибки, допущенной судебными инстанциями в применении и толковании норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 июня 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 октября 2008 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рашидханова P.O. к Министерству внутренних дел Республики Дагестан, ОВД по Шалинскому району Чеченской Республики о взыскании вознаграждения за участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики, обязании зачесть периоды нахождения в служебной командировке в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке, обязании зачесть периоды нахождения в служебной командировке в срок службы в специальном звании на льготных условиях отказать.

Статьи законов по Делу № 20-В09-11

ГПК РФ Статья 385. Извещение лиц, участвующих в деле, о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх