Дело № 20-В11-14

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 12 августа 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Задворнов Михаил Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №20-В11-14

от 12 августа 2011 года

 

председательствующего Корчашкиной Т.Е. судей Задворнова М.В., Гуляевой Г.А.

Дагестан, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», по надзорной жалобе МВД Республики Дагестан на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года, которыми заявление Альбориева А.Б. удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В., объяснения представителя МВД по Республике Дагестан Мамаева И.А., поддержавшего доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Альбориев А.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий МВД Республики Дагестан, выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», ссылаясь на то, что в период с 17 ноября 1999 года по 20 ноября 2000 года проходил военную службу в войсковой части [скрыто] Внутренних войск МВД РФ, при этом с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года привлекался для выполнения служебно-боевых задач в составе Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-

Кавказского региона. Факт его участия в боевых действиях подтверждается военным билетом, служебной характеристикой, однако в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» МВД Республики Дагестан было незаконно отказано, в связи с чем заявитель просил суд признать незаконным отказ МВД Республики Дагестан в выдаче указанного удостоверения, установить факт его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года и обязать МВД Республики Дагестан выдать ему удостоверение «Ветеран боевых действий».

Решением Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года требования Альбориева А.Б. удовлетворены. Суд установил факт участия Альбориева А.Б. в боевых действиях в Чеченской Республике в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года, признал незаконными действия МВД Республики Дагестан, выразившиеся в отказе в выдаче ему удостоверения «Ветеран боевых действий», и обязал МВД по Республике Дагестан выдать заявителю удостоверение «Ветеран боевых действий».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе представителем МВД Республики Дагестан ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2010 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

При разрешении спора судом установлено, что Альбориев А.Б. согласно приказам в/ч [скрыто] от 2 ноября 2000 года № 189 с/ч, от 3 ноября 2000 года № 191 с/ч и справке войсковой части [скрыто] № 120 от 3 ноября 2000 года находился в служебной командировке в составе Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и выполнял служебно-боевые задачи в качестве водителя патрульной роты на автомобилях в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года.

Как следует из записи № 17 в военном билете Альбориев А.Б. за период выполнения служебно-боевых задач в составе Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года участвовал в боевых действиях (л.д.13 об.). Основанием для внесения приведенной записи указан приказ командира войсковой части [скрыто] от 2 ноября 2000 года № 189 с/ч.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что заявителем представлено достаточно доказательств, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.

Вместе с тем, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с выводами судебных инстанций об участии Альбориева А.Б. в боевых действиях в период с 10 июля 2000 года по 28 октября 2000 года на территории Чеченской Республики, основанными на приведенных выше документах, нельзя согласиться по следующим основаниям.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Приложением № 1 к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III названного Перечня (в ред. Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ) указано выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Согласно п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти,

участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предоставлены дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам и военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации по представлению руководителя Регионального оперативного штаба, а также сотрудникам и военнослужащим Объединённой группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006г. -руководителем контртеррористической операции (подп. «в» п. 4 Постановления).

Из содержания названного нормативно-правового акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.

В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» в системе внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 7 мая 2004 года № 282 (в редакции, действующей на время обращения с заявлением) основанием выдачи удостоверений лицам, указанным в п.1 настоящей инструкции, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года является факт выполнения ими задач в ходе контртеррористической операции на территории названного региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Из изложенного следует, что сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999г. в составе Объединённой

группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, в подтверждение факта участия Альбориева А.Б. в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции им были представлены в суд копии приказов командира в/ч [скрыто] об откомандировании его в Чеченскую Республику для выполнения служебно-боевых задач с 10 июля 2000 года и о прибытии Альбориева А.Б. из служебной командировки 10 октября 2000 года.

Вместе с тем, в данных приказах не содержится конкретных сведений об участии истца в соответствующих контртеррористических операциях.

Кроме того, из письма в/ч [скрыто] от 6 февраля 2010 года следует, что Альбориев А.Б. находился на территории Чеченской Республики в составе 1 сводного специального моторизованного полка внутренних войск МВД РФ и в приказах командира полка за период с 1 августа 2000 года по 28 октября 2000 года не числится. Таким образом, факт участия заявителя в боевых действиях в период проведения контртеррористической операции не подтвержден надлежащими доказательствами, в связи с чем заявитель не может быть признан ветераном боевых действий.

При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, об отказе Альбориеву А.Б. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса

Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Советского районного суда г.Махачкалы от 20 октября 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 3 декабря 2010 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Альбориева [скрыто] об оспаривании действий МВД Республики Дагестан,

выразившихся в отказе выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», отказать.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 20-В11-14

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх