Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 201-КГ13-32

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 декабря 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация
Категория Дела в отношении военнослужащих
Докладчик Крупнов Игорь Владимирович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 201-КГ13-32

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 24 декабря 2013 г.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Крупнова И.В., судей Коронца А.Н., Шалякина А.С. при секретаре Балакиревой Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе заявителя Януковича В.И. на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г. и апелляционное оп­ ределение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г. по заявлению Януковича В И об оспаривании решения начальника территориаль­ ного отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспече­ ния» Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отде­ ление ФГКУ «ЗРУЖО») о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и по­ следующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения заявителя Януковича В.И. в обоснование доводов кассационной жалобы, Военная коллегия

установила:

решением Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г., ос­ тавленным без изменения апелляционным определением Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г., Януковичу В.И. отказано в удовлетворении за- явления, в котором он просил признать незаконными два решения начальника тер­ риториального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» от 14 ноября 2012 г. об отказе в предос­ тавлении ему по месту военной службы в г. Иваново распределенных жилищной комиссией воинской части от 15 января 2007 г. двух квартир общей площадью жи­ лого помещения 39,75 и 82,12 квадратных метра соответственно и снятии его с жи­ лищного учета, и возложить на начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» обязанность по заключению с ним договора социального найма на ука­ занные жилые помещения.

Определением судьи Московского окружного военного суда от 19 июня 2013 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судеб­ ном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе Янукович В.И., указывая на признание его в сентябре 2003 г. нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи 7 человек на основа­ нии действовавших в тот период на территории Ивановской области норм обеспече­ ния жильем, распределение ему в 2007 году квартир, фактическое вселение в них с разрешения командования без заключения договора социального найма ввиду дли­ тельности передачи дома застройщиком Минобороны России и сдачу установлен­ ным порядком прежнего жилья, просит судебные постановления отменить.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жудро К.С. от 2 декабря 2013 г. по кассационной жалобе заявителя возбуждено кассационное про­ изводство и дело передано для рассмотрения по существу в Военную коллегию Вер­ ховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устране­ ния которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и за­ конных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов дела следует, что в 2001 г. Януковичу В.И. и членам его семьи (жена, трое детей) была предоставлена по месту военной службы в г. Иваново четы­ рехкомнатная квартира общей площадью 73,9 квадратных метра и жилой площадью 52,7 квадратных метра. 20 августа 2003 г. в связи с увеличением семьи Янукович В.И. установленным порядком обратился с рапортом о включении в очередь на улучшение жилищных условий, указав состав семьи 7 человек: он, жена, четверо де­ тей и теща. При этом мать супруги заявителя была вселена в указанную квартиру и зарегистрирована 15 августа 2003 г., а в сентябре того же года приказом командира воинской части она внесена в личное дело Януковича В.И. как член семьи, находя­ щийся на иждивении военнослужащего.

Решением жилищной комиссии воинской части от 5 сентября 2003 г. заяви­ тель с указанным составом семьи поставлен в очередь военнослужащих, нуждаю­ щихся в улучшении жилищных условий.

15 января 2007 г. та же жилищная комиссия распределила Януковичу В.И. трехкомнатную и однокомнатную квартиры общей площадью 82,12 и 39,75 квад­ ратных метра соответственно, расположенные по адресу: г.

, на которые заявитель не смог своевременно заключить договор соци­ ального найма и вселиться в них ввиду того, что дом, в котором они находятся, не был передан застройщиком Министерству обороны Российской Федерации и право собственности Российской Федерации на эти помещения не было зарегистрировано.

В сентябре 2011 года Янукович В.И. с согласия командования вселился в вы­ деленные ему квартиры без заключения договоров социального найма. При этом он заключил договоры о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Однако 14 ноября 2012 г. начальник территориального отделения принял два решения (№ 09-23/0010 и № 09-31/0020) о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях и об отказе в предоставлении распределенных ему жилых по­ мещений.

Отказывая в удовлетворении заявления Януковича В.И., суды первой и второй инстанций посчитали, что признание заявителя и членов его семьи в 2003 г. нуж­ дающимися в улучшении жилищных условий было незаконным, поскольку обеспе­ ченность каждого из них составляла более 6 квадратных метров жилой площади.

Признав правомерным снятие заявителя с жилищного учета, суды пришли к выводу, что с ним не могут быть заключены договоры социального найма на распределен­ ные ему в 2007 г. квартиры.

Такие выводы противоречат нормам жилищного законодательства, регули­ рующим вопросы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и членов их семей, признанных нуждающимися до 1 марта 2005 г.

Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Россий­ ской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80 и действовавшей до 9 ноября 2010 г.

(далее - Инструкция), было установлено, что постановка военнослужащих на жи­ лищный учет, а также предоставление им жилых помещений относились к компе­ тенции соответствующих жилищных комиссий, действовавших под руководством командования. Проведение ежегодной перерегистрации военнослужащих, состоя­ щих на жилищном учете, и непосредственный административный контроль за дея­ тельностью жилищных комиссий, в том числе по принятию ими конкретных реше­ ний, находились в ведении КЭЧ района (гарнизона) (п.п. 26, 28, 30, 37 Инструкции).

При принятии Януковича В.И. на жилищный учет жилищная комиссия и ко­ мандование руководствовались п. 25 Инструкции, согласно которому для определе­ ния уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи военнослужащих применяются учетные нормы площади жилого помещения, установленные по месту их жительства органами местного самоуправления, а также письмом начальника Ивановской КЭЧ района, сообщившего, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же правилам, что и рабо­ чие (служащие), добросовестно проработавшие на предприятии (организации) не менее 10 лет.

Согласно подп. «а» и «г» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучше­ нии жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ивановской облас- ти, утвержденных решением Исполнительного комитета Ивановского областного совета народных депутатов и Президиума областного совета профсоюзов от 12 мар­ та 1985 г. № 80, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью менее 6 квадратных метров на одного члена семьи. При этом рабочие и служащие, добросовестно проработав­ шие на предприятии (организации) не менее 10 лет, проживающие в отдельных квартирах, признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий при обеспеченности жилой площадью менее 8 квадратных метров на одного члена се­ мьи.

Поскольку в сентябре 2003 г. семья Януковича В.И. в составе 7 человек про­ живала в квартире жилой площадью 52,7 квадратных метра, то есть на одного члена семьи приходилось менее 8 квадратных метров, а общая продолжительность его во­ енной службы составляла более 20 лет, то у жилищной комиссии имелись основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Материалы дела не содержат сведений о том, что при проведении КЭЧ района в соответствии с п. 30 Инструкции ежегодных перерегистраций очередников выяв­ лялись какие-либо нарушения жилищного законодательства в отношении заявителя.

Не вызывало никаких сомнений у жилищных органов и соответствующих должностных лиц законность нахождения Януковича В.И. на жилищном учете и при принятии решения о предоставлении ему двух квартир в 2007 г. Решение жилищной комиссии от 15 января 2007 г. о распределении ему жилых помещений в г.

утверждено командиром воинской части.

В соответствии с п. 37 Инструкции Янукович В.И. включен в список распре­ деления жилой площади, который 20 февраля 2007 г. согласован с начальником Ивановской КЭЧ района и 15 марта того же года утвержден начальником строитель­ ства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования Военно-воздушных сил.

Указанный список являлся основанием для оформления ордера (до 1 марта 2005 г.) на заселение жилого помещения, а после вступления в силу Жилищного ко­ декса РФ - для заключения договора социального найма, поскольку он представлял собой решение уполномоченного органа о предоставлении жилого помещения.

В связи с тем, что в ноябре 2010 г. система и компетенция органов, ответст­ венных за обеспечение жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Фе­ дерации изменилась, приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 но­ ября 2010 г. № 1455 уполномоченными органами в этой области были определены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федера­ ции, а также специализированные организации - Региональные управления жилищ­ ного обеспечения и их структурные подразделения.

По делу не установлено, что каким-либо из этих органов принималось реше­ ние об отмене утвержденного 15 марта 2007 г. списка распределения жилых поме­ щений Януковичу В.И. Этот факт, на что обращено внимание в жалобе, подтверждается сведениями из единого реестра данных по жилью военнослужащих общедоступного информа­ ционного ресурса, размещенного Минобороны России в сети Интернет, согласно которым заявитель по-прежнему состоит на жилищном учете.

Кроме того, 22 августа 2011 г. начальник 2 отдела Западного регионального управления жилищного обеспечения разъяснил Януковичу В.И., что при отсутствии права собственности Российской Федерации на жилые помещения военнослужащий, согласный с предоставлением и заселением распределенных ему помещений, вправе обратиться с заявлением о заключении договора пользования. Как усматривается из материалов дела, после этого разъяснения командованием было предложено Януко­ вичу В.И. получить ключи и вселиться в распределенные квартиры, что им и было сделано в сентябре 2011 г. Согласие командования с проживанием заявителя в пре­ доставленных ему квартирах подтверждено и заявлением этого военнослужащего от 3 августа 2012 г., заверенным врио командира воинской части.

При таких данных вселение семьи Януковича В.И. в жилые помещения не яв­ лялось самовольным и было произведено с согласия органов военного управления, в том числе жилищных органов Минобороны России.

Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых поме­ щениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие не могут быть сняты с данного учета в случае утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Поэтому принятое Ивановской городской Думой решение от 24 мая 2005 г. № 513 об установлении учетной нормы для принятия граждан на учет в качестве нуж­ дающихся в жилых помещениях - 10 кв.м общей площади не могло служить осно­ ванием для снятия заявителя с жилищного учета.

Предусмотренных п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обо­ роны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280, оснований снятия зая­ вителя с жилищного учета, в том числе вследствие неправомерных действий долж­ ностных лиц при принятии на учет, по делу не установлено.

Таким образом, Янукович В.И. в 2003 году в соответствии с действовавшим жилищным законодательством был обоснованно признан нуждающимся в улучше­ нии жилищных условий уполномоченным на это органом и в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» сохраняет право состоять на данном учете до получения жилых поме­ щений по договору социального найма.

По этим же основаниям заявитель и члены его семьи имеют право на заселе­ ние по договору социального найма в распределенных им в 2007 году жилых поме­ щениях по адресу: г.

Для правильного разрешения дела имеет значение и то обстоятельство, что после решения жилищной комиссии о предоставлении Януковичу В.И. двух квартир этой же комиссией 15 января 2007 г. принято решение о распределении ранее зани­ маемого его семьей жилого помещения майору Коринь В.А.. Из объяснений Януко­ вича В.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции следует, что в фев­ рале 2012 г. Коринь В.А. обратился в суд с заявлением о выселении его семьи из этой квартиры. 18 января 2013 г. Янукович В.И. вместе с членами семьи снялся с ре­ гистрационного учета по прежнему месту жительства и 7 февраля 2013 г. сдал ранее занимаемое жилое помещение.

Таким образом, решения начальника территориального отделения ФГКУ «ЗРУЖО» от 14 ноября 2012 г. об отказе Януковичу В.И. в предоставлении по месту военной службы распределенных жилых помещений и снятии его с жилищного уче­ та противоречат закону, а вывод судов о правомерности таких решений основан на неправильном применении норм материального права.

Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невоз­ можно восстановление нарушенных жилищных прав заявителя, а также защита ох­ раняемых законом публичных интересов.

Это обстоятельство является основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и в связи с установлением Военной коллегией законности требований заявителя - принятия по делу нового решения об удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия

определила:

решение Ивановского гарнизонного военного суда от 31 января 2013 г. и апелляционное определение Московского окружного военного суда от 25 апреля 2013 г. по заявлению Януковича В И в связи с существенным нару­ шением норм материального права отменить и принять по делу новое решение: признать незаконным решение начальника территориального отделения в Ивановской области - г. Иваново Федерального государственного казенного учреж­ дения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии Януковича В.И. с учета нуждающихся в жилом помещении и об отказе в предоставлении двух жилых помещений по догово­ ру социального найма по адресу: г. ; обязать начальника территориального отделения в Ивановской области - г.

Иваново Федерального государственного казенного учреждения «Западное регио­ нальное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении Януковичу В.И. двух жилых по­ мещений по договору социального найма по адресу: г. , .

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 201-КГ13-32

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх