Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 21-Г11-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №21-Г11-4

от 6 июля 2011 года

 

председательствующего Т.И. Ерёменко

при секретаре П.В. Алешиной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2007 года № 1303-П-П «О мерах по недопущению реализации мака пищевого, не соответствующего требованиям нормативных документов» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий по кассационной жалобе Парламента Кабардино-Балкарской Республики на решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя по Парламента Кабардино-Балкарской Республики доверенности А.В. Хамукова, поддержавшего доводы кассационной жалобы и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации В. А. Кротова, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 22 ноября 2007 года принято постановление № 1303-П-П «О мерах по недопущению реализации мака пищевого, не соответствующего требованиям нормативных документов», которое официально опубликовано в издании «Кабардино-Балкарская правда» 30 ноября 2007 года.

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании названного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что оспариваемое постановление содержит ограничения свободы и перемещения товаров в пределах единого экономического пространства Российской Федерации и принято с превышением пределов полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Парламент Кабардино-Балкарской Республики просил суд в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.

Решением Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены.

Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 22 ноября 2007 года № 1303-П-П «О мерах по недопущению реализации мака пищевого, не соответствующего требованиям нормативных документов» признано недействующим со дня принятия.

В кассационной жалобе Парламент Кабардино-Балкарской Республики просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно пункту «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка также отнесено к вопросам исключительной компетенции Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, частью 1 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что в законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Оспариваемыми в настоящем деле нормами постановления установлено, что на территории Кабардино-Балкарской Республики подлежит прекращению реализация кондитерского мака, не соответствующего требованиям ГОСТ Р 52533-2006 «Мак пищевой. Технические условия» и других нормативных документов, с изъятием указанного товара из оборота и уничтожением лицами, осуществляющими его реализацию, а в случае непринятия ими указанных мер - специально уполномоченными государственными органами, противоречит федеральному законодательству.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемое постановление принято в нарушение положений подпунктов «а» и «б» пункта 4 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, запрещается: принятие нормативных правовых актов, предусматривающих установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации, введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации.

Федеральным Законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» установлены требования, на основании которых пищевые продукты, материалы и изделия подлежат обязательному изъятию из оборота. Часть 2 этой нормы устанавливает, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует

информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Указом Президента Российской Федерации от 22.02.1992 г. № 179 в Перечне «О видах продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» определен перечень видов продукции, исключенных из свободного оборота, при этом вид продукции «мак пищевой» в данном Перечне отсутствует.

Поскольку оспариваемое постановление принято субъектом Российской Федерации за пределами полномочий, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Парламента Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 21-Г11-4

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх