Дело № 22-АПГ12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 11 октября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №22-АПГ12-4

от 11 октября 2012 года

 

председательствующего Еременко Т.И.

при секретаре Тихонове М.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» на решение суда Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 сентября 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления председателя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2012 года № 47/ 296-5 «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «Республиканская партия России» и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания произвести регистрацию названного списка кандидатов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» Макарова В.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 17 июля 2012 года № 38/200-5 на 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва и утвержден календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению указанных выборов.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2012 года № 47/296-5 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «Республиканская партия России».

Председатель регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» обратился в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания от 4 сентября 2012 года № 47/296-5 и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания произвести регистрацию списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «Республиканская партия России».

Заявитель указал, что основанием отказа в регистрации списка кандидатов явилась статья 65 закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания», предусматривающая необходимость представления в соответствующую избирательную комиссию в установленном настоящим законом порядке первого финансового отчета, содержащего сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета, одновременно с документами, необходимыми для регистрации.

По мнению заявителя, статья 65 закона Республики Северная Осетия-Алания «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» противоречит нормам международного права, Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральному закону от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», не предусматривающим представления финансовой отчетности политической партии в избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты, выдвинутых политической партией.

Кроме того, заявитель полагал, что на непредставление первого финансового отчета в срок повлияли действия самой Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания, поскольку все необходимые документы для заверения списка кандидатов от партии были сданы в Центральную избирательную комиссию 28 августа 2012 года, а список заверен и уполномоченный представитель по финансовым вопросам назначен в последний день принятия документов 29 августа 2012 года (постановления Центральной избирательной комиссии от 29 августа 2012 года № 46/267-5 и

№ 46/281-5 соответственно). Без постановления о регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам невозможно открытие специального избирательного счета и составление первого финансового отчета. Банковский счет открыт 29 августа 2012 года в 17 час. 15 мин., первый финансовый отчет сдан с устного разрешения заместителя председателя Центральной избирательной комиссии, сообщившего, что примет отчет позже, 31 августа 2012 года.

Решением Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 сентября 2012 года в удовлетворении заявления председателя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» отказано.

В апелляционной жалобе председателя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» ставится вопрос об отмене указанного решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правильный вывод об отсутствии оснований для отмены постановления Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия-Алания об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Северная Осетия-Алания пятого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «Республиканская партия России», признав доказанным факт представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов, с нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания».

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названных Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ содержит норму (пункт 9 статьи 59), согласно которой законом может быть предусмотрена

необходимость предоставления избирательным объединением одновременно с документами для регистрации первого финансового отчета.

В соответствии со статьей 65 закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» первый финансовый отчет избирательное объединение представляет в соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации, в порядке, установленном настоящим законом; в отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 42 названного закона Республики Северная Осетия-Алания основанием отказа в регистрации списка кандидатов является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов.

Из материалов дела следует и судом установлено, что документы для регистрации списка кандидатов, в числе которых первый финансовый отчет, должны были быть представлены региональным отделением политической партии «Республиканская партия России» в избирательную комиссию не позднее 18 часов 29 августа 2012 года. Между тем, первый финансовый отчет был сдан названным избирательным объединением в избирательную комиссию 31 августа 2012 года.

При таких данных судом сделан правильный вывод о наличии основания для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии «Республиканская партия России».

Поскольку Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускает установление необходимости представления первого финансового отчета одновременно с документами для регистрации законом субъекта Российской Федерации, нельзя согласиться с доводом апелляционной жалобы заявителя о противоречии статьи 65 закона Республики Северная Осетия-Алания от 29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» названному Федеральному закону.

Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации (статья 1). Имея иной предмет регулирования, он не содержит нормы о документах, которые необходимо представить для регистрации списка кандидатов. Такие вопросы регулируются специальным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в связи с чем является несостоятельным довод апелляционной жалобы о противоречии статьи 65 закона Республики Северная Осетия-Алания от

29 декабря 2006 года № 69-РЗ «О выборах депутатов Парламента Республики Северная Осетия-Алания» Федеральному закону «О политических партиях», а также нормам международного права.

Разрешая заявленные требования, суд не согласился с доводом заявителя о том, что несвоевременному представлению первого финансового отчета способствовали действия самой избирательной комиссии.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что избирательное объединение имело возможность своевременно представить в избирательную комиссию первый финансовый отчет, но не сделало этого ввиду собственного пассивного поведения.

Доказательств, опровергающих вывод суда, апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы о том, первый финансовый отчет является дополнительным документом, его представление в избирательную комиссию является правом избирательного объединения, а не его обязанностью, за непредставление первого финансового отчета избирательному объединению могло быть вынесено предупреждение, основаны на неправильном толковании норм избирательного законодательства и не могут явиться основаниями к отмене решения суда.

Полагая, что решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права, его выводы не опровергаются доводами апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ,

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 19 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя регионального отделения политической партии «Республиканская партия России» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 22-АПГ12-4

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх