Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 22-Г10-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 марта 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Гетман Елена Станиславовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №22-Г10-1

2 марта 2010 года

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.П. Кнышева,

судей В.В. Горшкова и Е.С. Гетман

при секретаре С.В. Селезневе,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республики Северная Осетия - Алания к Северо-Осетинскому региональному отделению политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца Центральной избирательной комиссии Республики Северная Осетия - Алания, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия - Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц по кассационным жалобам Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» и политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» на решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., объяснения представителей Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Сидакова А.К. и политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» Домбровской И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление) обратилось с исковым заявлением в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Северная Осетия-Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения политической партии «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее -СОРОПП РОДП «Яблоко») и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

В обоснование иска Управление указало, что представленные сведения о численности членов СОРОПП РОДП «Яблоко» недостоверны, поскольку на момент регистрации СОРОПП РОДП «Яблоко» общее количество его членов составляло менее 250 человек, что противоречит положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях». Управление также ссылалось на то, что место жительства некоторых членов СОРОПП РОДП «Яблоко» не соответствует действительности. Кроме того, в список включены граждане, состоящие в других политических партиях. На основании статьи 61 ГК Российской Федерации, пункта 4 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях» истец просил ликвидировать региональное отделение и исключить данные о нем из ЕГРЮЛ.

По ходатайствам ответчика СОРОПП РОДП «Яблоко» к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко» (далее - ПП РОДП «Яблоко»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца - Центральная избирательная комиссия Республики Северная Осетия-Алания (далее - ЦИК).

В судебном заседании представители Управления поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснив, что в рамках Соглашения от 29 октября 2008 г., заключенного между ЦИК и Управлением, в адрес истца из ЦИК поступила справка от 25 мая 2009 г. и письменные обращения граждан, согласно которым заявители не вступали в партию «Яблоко», а некоторые из них являются действующими членами других политических партий.

Руководитель ответчика СОРОПП РОДП «Яблоко» Сидаков А.К. просил отказать в удовлетворении иска, пояснив, что ЦИК была не вправе проводить проверку партийных списков возглавляемого им регионального отделения, поскольку такими полномочиями обладает исключительно Управление. Указал, что все представленные суду заявления граждан о том, что они не вступали в СОРОПП РОДП «Яблоко», являются сфальсифицированными; все члены СОРОПП РОДП «Яблоко» писали заявления о вступлении в партию и в отношении них вынесены соответствующие решения руководящего партийного органа.

Решением Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г. исковое заявление Управления удовлетворено, СОРОПП РОДП «Яблоко» ликвидировано, данные о нем исключены из ЕГРЮЛ.

Определением Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30 декабря 2009 г. ПП РОДП «Яблоко» восстановлен срок на подачу кассационной жалобы на указанное решение суда.

В кассационных жалобах СОРОПП РОДП «Яблоко» и ПП РОДП «Яблоко» просят отменить решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г. по мотиву его незаконности и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований СОРОПП РОДП «Яблоко».

В возражениях на кассационную жалобу Управление и ЦИК просят решение суда оставить без изменения, полагая, что оно вынесено в соответствии с требованиями закона, а кассационные жалобы СОРОПП РОДП «Яблоко» и ПП РОДП «Яблоко» оставить без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов заявителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - подлежащим отмене по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (статья 1, часть 1).

В системном единстве с названным положением находятся положения статьи 13 Конституции Российской Федерации, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (часть 1) и многопартийность (часть 3).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

В силу статьи 7 вышеназванного Закона одной из организационно-правовых форм общественных объединений является политическая партия.

Статьей 12.2 указанного Закона определено, что порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется специальным федеральным законом.

Таким федеральным законом является Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Закон о политических партиях).

Удовлетворяя исковые требования Управления и принимая решение о ликвидации СОРОПП РОДП «Яблоко», суд исходил из вывода о том, что СОРОПП РОДП «Яблоко» были допущены грубые и неустранимые нарушения федерального законодательства в процессе создания СОРОПП РОДП «Яблоко», являющиеся основаниями для ликвидации указанного юридического лица.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Закона о политических партиях (в редакции от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ) в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Подпунктом «в» пункта 3 статьи 42 данного Закона предусмотрено, что ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Принимая решение о ликвидации СОРОПП РОДП «Яблоко», суд указал, что в случае регистрации регионального отделения политической партии по списку членов, количественный состав которого составляет менее 250 человек, для созданного юридического лица наступают правовые последствия в виде ликвидации, регламентированные абзацем 2 пункта 2 статьи 61 ГК Российской Федерации и подпунктом «в» пункта 3 статьи 42 Закона о политических партиях.

Однако судом не было учтено, что из содержания подпункта «в» пункта 3 статьи 42 Закона о политических партиях, являющегося специальным, а потому действующим приоритетно по отношению к ГК Российской Федерации, следует, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов политической партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде. Региональное отделение политической партии не лишено законом права устранить допущенные нарушения по численности членов партии и после выявления этих нарушений, что и было сделано СОРОПП РОДП «Яблоко».

Так, в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 2 марта 2010 г. председателем СОРОПП РОДП «Яблоко» Сидаковым А.К. представлены документы, свидетельствующие о том, что по состоянию на 1 октября 2009 г. количество членов регионального отделения политической партии составило 334 человека.

Данные доказательства не могли быть представлены в суд первой инстанции по причине болезни Сидакова А.К., что подтверждается материалами дела (т. 5, л.д. 184).

В то же время данные обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, подлежали проверке и установлению при рассмотрении гражданского дела, однако, в нарушение требований статьи 198 ГПК Российской Федерации, не исследовались и не проверялись судом.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что основанием для обращения Управления в суд с иском о ликвидации СОРОПП РОДП «Яблоко» послужила поступившая в Управление из ЦИК справка от 25 мая 2009 года (том 2, л.д. 17 - 20), содержащая сведения о нарушениях предусмотренной законом численности членов регионального отделения на момент его регистрации, и письменные обращения граждан, свидетельствующие о том, что они не вступали в партию «Яблоко», а некоторые из них являлись действующими членами других политических партий.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона о политических партиях контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

В силу Указа Президента от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства Юстиции Российской Федерации» таким уполномоченным органом является Министерство юстиции Российской Федерации (далее -Минюст России).

Приказом Минюста России от 31 марта 2009 года № 90, действовавшим на момент рассмотрения дела в Верховном Суде Республики Северная Осетия - Алания, утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также соблюдением ими законодательством Российской Федерации (далее -Административный регламент).

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов); анализ отчетов некоммерческих организаций; участие в мероприятиях некоммерческих организаций (пункт 17 Административного регламента).

В силу пункта 22 Административного регламента Минюст России (территориальные органы) в случаях получения информации, подтверждаемой документами, свидетельствующей о наличии признаков нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации, проводит внеплановые проверки некоммерческих организаций.

Согласно пункту 74 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о мерах по результатам контроля - является документ (акт проверки, отчет, справка о посещении мероприятия), в котором отмечены выявленные при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом17 Административного регламента, несоответствие деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации.

По результатам контроля Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть приняты следующие меры: вынесено предупреждение (внесено представление); приостановлена деятельность общественного объединения или религиозной организации; возбуждено дело об административном правонарушении; направлено в суд заявление о приостановлении деятельности некоммерческой организации или ее ликвидации и т.д. (пункт 75 Административного регламента).

По смыслу указанных правовых норм законным основанием для направления в суд искового заявления о ликвидации регионального отделения политической партии, как одной из предусмотренной Административным регламентом мер реагирования, принимаемой по результатам контроля за деятельностью регионального отделения политической партии, является акт проверки, в котором должны быть отмечены выявленные при осуществлении административных процедур нарушения законодательства Российской Федерации со стороны регионального отделения политической партии.

Таким образом, после получения информации о допущенных региональным отделением политической партии нарушениях законодательства Российской Федерации Управлению необходимо было провести проверку его деятельности на предмет выявления таких нарушений, в том числе касающихся его численного состава.

Однако сведения о проведении Управлением проверки СОРОПП РОДП «Яблоко» в материалах дела отсутствуют, а в судебном заседании 2 октября 2009 г. представитель истца подтвердил, что Управление не проверяло деятельность СОРОПП РОДП «Яблоко» (т. 4, л.д. 200).

Между тем согласно статье 60 ГПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Несоблюдение требования о получении информации из определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, предоставления и исследования доказательств приводит к недопустимости доказательств, что не было учтено судом первой инстанции.

С учетом изложенного, поскольку Управление не выполнило предусмотренную пунктом 17 Административного регламента государственную функцию по осуществлению контроля за соблюдением СОРОПП РОДП «Яблоко» законодательства Российской Федерации и не представило акт проверки, подтверждающий наличие нарушений Закона о политических партиях на момент разрешения спора в суде, постольку суд был не вправе принимать решение о ликвидации СОРОПП РОДП «Яблоко», основанное на каких-либо иных доказательствах.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия полагает, что решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г. о ликвидации СОРОПП РОДП «Яблоко» принято с нарушением положений, закрепленных в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 362 ГПК Российской Федерации, является незаконным и подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 360 - 362, 366 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23 ноября 2009 г. отменить, дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 22-Г10-1

Статья 13. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие

Производство по делу

Загрузка
Наверх