Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
онлайн
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 5
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 24-АПГ15-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 22 июля 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 24-АПГ15-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 22 июля 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАнишиной В.И.,
судейХаменкова В.Б. и Николаевой О.В.
при секретареМакаровой А.А.

рассмотрела открытом в судебном заседании дело по заявлению ООО «Натан» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по апелляционной жалобе филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея на решение Верховного суда Республики Адыгея от 02 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

03 марта 2015 г. общество с ограниченной ответственностью «Натан» (далее - ООО «Натан», Общество) с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора обратилось в суд с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 01:08:0519002:44 общей площадью 5 542 кв. м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Батарейная 2 Е, равной его рыночной стоимости, и внесении сведений в государственный кадастр недвижимости, сославшись на то, что несоответствие размера кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает право заявителя на уплату арендных платежей в законно установленном размере.

Определением суда от 18 марта 2015 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея было исключено из числа ответчиков.

Верховным судом Республики Адыгея постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в связи с нарушением норм материального права и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон), федеральными стандартами оценки и исходил из того, что рыночная стоимость объекта недвижимости, о котором возник спор, установлена оценщиком, с соблюдением действующего законодательства в сфере оценочной деятельности.

Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, подтверждается материалами дела, и оснований для признания его неправильным Судебная коллегия не имеет.

Статьей 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. п. 1 и 5).

Статьей 66 ЗК РФ закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Законом регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Статьей 24.18 Закона за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона).

В соответствии с положениями ст. ст. 24.18 и 24.20 Закона установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный реестр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости».

з Установлено, что объектом спора по данному делу является земельный участок с кадастровым номером 01:08:0519002:44 общей площадью 5 542 кв.

м., из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Батарейная 2 Е (далее - земельный участок).

Земельный участок передан Обществу в аренду для размещения металлических складов, служебных строений и помещений на основании договора аренды от 2 июля 2014 г. № 002973, заключенного с Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям на срок до 02 июля 2018г., размер арендной платы исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.

Согласно сведениям, имеющимся в кадастровом паспорте земельного участка от 11 июня 2014 г. № , дата внесения номера земельного участка в государственный кадастр недвижимости - 16 мая 2007г. кадастровая стоимость земельного участка - 9 577 518,14 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка была установлена приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 28 декабря 2012 г. № 265 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Адыгея» по состоянию на 01 января 2012 г.

При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

По заданию ООО «Натан» торгово-промышленной палатой Республики Адыгея подготовлен отчет от 18 ноября 2014 г. №2387, согласно которому рыночная стоимость земельного участка установлена в размере 2 613 995 рублей по состоянию на 01 января 2012г.

Следовательно, суд первой инстанции правильно признал названный отчет надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы, содержащиеся в этом отчете, являются обоснованными.

Доказательств, опровергающих данные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, поэтому суд правомерно удовлетворил заявленные требования.

Необходимо отметить, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Однако неправильный вывод суда о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, не повлиял на правильность вынесенного решения по существу и не может служить основанием для его отмены применительно к частям 3 и 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Верховного суда Республики Адыгея от 02 апреля 2015 г.

оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 24-АПГ15-1

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 66. Оценка земли

Производство по делу

Загрузка
Наверх