Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 24-Г11-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 января 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №24-Г11-11

от 25 января 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б., судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой O.A.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., поддержавшего доводы кассационного представления и полагавшего, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

26 ноября 2010 года Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея издан приказ №149-пр «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» (далее - приказ).

Пунктом 1 приказа утвержден административный регламент исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты (далее - административный регламент).

Из положений административного регламента следует, что он разработан в целях повышения результативности и качества, открытости и доступности предоставления государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий, устанавливает порядок и процедуру выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного приказа, ссылаясь на его противоречие требованиям статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с требованиями которой высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется правом до утверждения регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации. Таким образом, по мнению прокурора, к полномочиям

Управления не относится самостоятельное утверждение административного регламента в указанной сфере при наличии федерального регулирования данного вопроса.

Решением Верховного Суда Республики Адыгея от 11 ноября 2011 года в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Адыгея отказано.

В кассационном представлении прокуратуры Республики Адыгея ставится вопрос об отмене указанного решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» кассационные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу данного Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд исходил из того, что руководитель Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея вправе самостоятельно утверждать оспариваемый административный регламент.

Однако Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим обстоятельствам.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Бланк разрешения на добычу охотничьих ресурсов является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относится утверждение формы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи такого разрешения, а также порядка

оформления и выдачи такого разрешения (пункт 10 статьи 32 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).

В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе по организации и проведению аукционов на право заключения таких соглашений, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 статьи 33 данного Федерального закона полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 3 части 4 статьи 33 названного Федерального закона, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций (пункт 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ).

Часть 5 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ гласит, что перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 23 апреля 2010 года № 121, пунктом 1 которого утверждены Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (далее - Порядок) и Форма бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Как следует из пункта 1 указанного Порядка, он определяет процедуру выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

Пунктами 7 и 8 данного Порядка урегулировано, какие сведения указываются в заявке на выдачу бланков разрешений, представляемой в уполномоченный орган, а также какие документы необходимо приложить к данной заявке.

В соответствии с пунктом 9 Порядка уполномоченный орган со дня получения заявки на выдачу бланков разрешений в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку содержания заявки, комплектности прилагаемых к ней документов и выдает бланки разрешений юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю, представившим заявку, в получении которых делается соответствующая отметка, или направляет указанным лицам мотивированный отказ с указанием причин отказа в случае, если заявка и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям настоящего Порядка или содержат недостоверные сведения.

Из анализа приведенного законодательства следует, что к полномочиям федерального органа исполнительной власти относится регулирование вопросов, касающихся перечня документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также утверждение формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов. В данном случае Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осуществляя свои полномочия, издало приказ от 23 апреля 2010 года № 121, который в том числе определяет порядок и процедуру выдачи бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что оспариваемый приказ принят руководителем Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея в рамках предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному законодательству. Оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением предоставленных указанному органу государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в обозначенной сфере правового регулирования, поскольку полномочия по регулированию названных вопросов в установленном порядке ему не переданы, все необходимые нормы для регламентации данных правоотношений приняты управомоченным органом государственной власти Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная

коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Адыгея от 11 ноября 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворить.

Признать недействующим приказ Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея от 26 ноября 2010 года № 149-пр «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты» с момента принятия настоящего решения.

Статьи законов по Делу № 24-Г11-11

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу

Загрузка
Наверх