Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 5
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 24-КГ14-5

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 сентября 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, кассация
Категория Гражданские дела
Докладчик Гетман Елена Станиславовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 24-КГ14-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 23 сентября 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации составе в

председательствующегоМомотова В.В.,
судейГетман ЕС. и Романовского СВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея к Тугуз М Т , Китаеву В И Ачмизу А А Гакаме А Ш , Яноку М А об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, приведении их в первоначальное состояние и сносе самовольных построек по кассационной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея Артюхова Р В на определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от октября 2013 8 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е С , Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Республике в Адыгея (далее - ТУ Росимущества в Республике Адыгея) обратилось в суд с иском к Тугуз М.Т., Китаеву В.И., Ачмизу А.А., Гакаме А.Ш., Яноку М.А. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, приведении их в первоначальное состояние и сносе самовольных построек, указав, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 285,63 га, расположенного по адресу: Республика , район. Данный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному унитарному предприятию «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр» (далее - ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр»). При проведении кадастровых работ установлено, что часть земельного участка фактически используется ответчиками и там находятся принадлежащие им строения.

Определением Теучежского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2013 г. заявление ТУ Росимущества в Республике Адыгея оставлено без рассмотрения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 8 октября 2013 г. определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2013 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Республике Адыгея поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2014 г. кассационная жалоба представителя ТУ Росимущества в Республике Адыгея Артюхова Р.В. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы, отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При принятии обжалуемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения.

Оставляя исковое заявление ТУ Росимущества в Республике Адыгея без рассмотрения по основанию, предусмотренному абзацем четвертым статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея, указал, что исковое заявление подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска. Данный вывод суд обосновал тем, что истец выступает в защиту прав и законных интересов ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр», в отношении которого введено конкурсное управление, тогда как конкурсный управляющий не уполномочивал заявителя на обращение в суд с таким иском. Кроме того, истцом не представлено доказательств принадлежности ему спорного имущества.

С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На основании утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение) последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти) (абзац первый пункта 1 Положения).

В соответствии с пунктом 5.3 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества. Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункт 5.8 Положения).

Пунктом 6.10 Положения Росимуществу также предоставлены полномочия по обращению в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным.

Согласно пункту 4 Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 29 сентября 2009 г. № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом», ТУ Росимущества в Республике Адыгея осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Адыгея.

Таким образом, осуществляя полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Адыгея, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 285,63 га, расположенного по адресу: Республика , Т район, округ, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр», ТУ Росимущества в Республике Адыгея было вправе обратиться в суд с иском в интересах Российской Федерации как собственника недвижимого имущества.

Выводы судебных инстанций о том, что истец выступает в защиту прав и законных интересов ФГУП «Южный производственный осетрово-рыбоводный центр», не могут быть приняты во внимание как не отвечающие требованиям статьи 198 (часть 4) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным у судебных инстанций не имелось правовых оснований для оставления без рассмотрения иска ТУ Росимущества в Республике Адыгея об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, приведении их в первоначальное состояние и сносе самовольных построек.

Допущенные судами нарушения норм права, являясь существенными, могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.

В связи с этим определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 8 октября 2013 г. подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

определение Теучежского районного суда Республики Адыгея от 14 августа 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 8 октября 2013 г.

отменить, передать дело на рассмотрение в суд первой инстанции.

Статьи законов по Делу № 24-КГ14-5

ГК РФ Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
ГПК РФ Статья 222. Основания для оставления заявления без рассмотрения
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх