Дело № 25-АПГ13-3

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 июля 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №25-АПГ13-3

от 10 июля 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Хаменкова В.Б. при секретаре Строилове A.M.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

21 ноября 2012 г. министерством жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 167-п «О внесении изменений в отдельные постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» (далее - постановление № 167-п).

Нормативный правовой акт официально опубликован в издании «Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области» 29 ноября 2012 г., №53.

Указанным актом изменены нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление) на территории перечисленных в документе муниципальных образований Астраханской области.

Пунктом 11 постановления № 167-п установлено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 г.

30 ноября 2012 г. тем же государственным органом принято постановление № 168-п «О внесении изменений в отдельные постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» (далее - постановление № 168-п), официально опубликованное в названном выше издании 6 декабря 2012 г., №54.

Этим актом изменены нормативы потребления коммунальных услуг на территории иных, поименованных в акте муниципальных образований области.

Пунктом 68 постановления № 168-п определено, что оно вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования и распространяет своё действие на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 г.

Астраханская региональная общественная организация по защите прав потребителей «Союз жителей» (далее - общественная организация «Союз жителей», общественная организация) обратилась в суд с заявлением об оспаривании названных нормативных правовых актов в части правовых норм, устанавливающих сроки введения в действие.

В обоснование требований указала, что п. 11 постановления № 167-п и п.68 постановления № 168-п противоречат ст. 33, 39 Устава Астраханской области и незаконно возлагают на граждан обязанность произвести оплату за коммунальные услуги на общедомовые нужды по горячему и холодному водоснабжению за тот период, когда нормативные правовые акты не существовали и не имели юридической силы.

Астраханским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе общественная организация «Союз жителей».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из вывода о том, что оспариваемые нормы не противоречат федеральным и региональным актам, имеющим большую юридическую силу.

Этот вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 6 ст. 5 ЖК РФ закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании названного Кодекса и принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов.

Жилищным законодательством регулируются в том числе отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

Согласно п. 3 указанных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Астраханской области таким уполномоченным органом является министерство жилищно-коммунального хозяйства, что нашло отражение в пп. 1.1, 1.4, 2.1.2 Положения об этом органе исполнительной власти, утверждённого постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. № 101-П «О министерстве жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области».

В связи с этим правильным является вывод в решении суда о том, что оспариваемое регулирование осуществлено государственным органом субъекта Российской Федерации с соблюдением предоставленной ему компетенции.

Также правомерно судом сделан вывод о соответствии оспариваемых постановлений актам большей юридической силы в части требований к порядку их обнародования и вступления в силу.

В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 5 ст. 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Согласно Уставу Астраханской области нормативные правовые акты органов государственной власти Астраханской области подлежат официальному опубликованию, неопубликованные акты не применяются (ч. 1 ст. 30). Законы, нормативные правовые и иные правовые акты Астраханской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (ч. 2 ст. 36).

Что касается актов по вопросам, не связанным с защитой прав и свобод, то они также должны быть обнародованы в средствах массовой информации. Официальным опубликованием акта считается первая публикация его полного текста в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области». Подзаконные нормативные

правовые акты вступают в юридическую силу в срок, указанный в этих актах либо в ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие актов данного вида. Действие таких актов начинается со дня их вступления в юридическую силу и не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в юридическую силу, за исключением случаев, прямо установленных законом или самим нормативным правовым актом. Указанные требования приведены в ст. 14-17 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. № 18/2012-03 «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области».

С учётом того, что оспариваемые постановления приняты не по вопросам защиты прав и свобод и содержат прямое указание о распространении их действия на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2012 г., утверждение общественной организации о противоречии этих норм актам большей юридической силы не основано на законе.

Судом установлено, что принятое регулирование связано с изменением порядка установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг на федеральном уровне и по существу заявителем не оспаривается.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела не допущено нарушений, предусмотренных законом (ст. 330 ГПК РФ) в качестве оснований для отмены судебного акта, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе общественной организации «Союз жителей».

Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Астраханского областного суда от 2 апреля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Астраханской региональной общественной организации по защите прав потребителей «Союз жителей» -без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 25-АПГ13-3

Статья 15. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЖК РФ Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений
ЖК РФ Статья 5. Жилищное законодательство
ЖК РФ Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги
ЖК РФ Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх