Дело № 25-В10-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 6 июля 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Кнышев Виктор Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №25-В10-4

от 6 июля 2010 года

 

председательствующего - Кнышева В.П. судей - Гетман Е.С. и Пчелинцевой Л.М.

к Правительству Астраханской области, Министерству обороны Российской Федерации о предоставлении жилого помещения, по надзорной жалобе Джаубаева Б^^Н ^^^^^^В на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21 августа 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 сентября 2009 года..

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кнышева В.П., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Джаубаев Б.Ш. обратился в суд к ответчикам Правительству Астраханской области. Министерству обороны Российской Федерации с иском о предоставлении в собственность жилого помещения в жилом доме, поступившем от жилищного строительства Министерства обороны Российской Федерации и приобретённом Министерством обороны, либо полученном от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закреплённых за Министерством обороны Российской Федерации, по норме предоставления

площади жилого помещения, установленной статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В обоснование заявленных требований Джаубаев Б.Ш. ссылался на то, что прослужил 20 лет на военной службе, был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и с 1999 года состоит на учёте военнослужащих и граждан, уволенных в запас на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Истцу было предложено принять участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», от участия в которой он отказался ввиду того, что размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволял ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения исходя из реальной стоимости жилья. Несмотря на то, что истец имеет право на получение жилого помещения, ему отказано в предоставлении жилья.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 21 августа 2009 года Джаубаеву Б.Ш. в иске отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 сентября 2009 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В связи с поданной истцом Джаубаевым Б.Ш. надзорной жалбой на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21 августа 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 сентября 2009 года, 22 апреля 2010 года судьей Верховного Суда Российской Федерации Кнышевым В.П. указанное дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением того же судьи от 11 июня 2010 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других

жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» государство гарантировало военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 указанного закона).

В силу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 14 статьи 15 указанного закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за

счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007г. N 5-П, пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Из приведенных выше правовых норм, с учётом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007г. N 5-П, следует, что законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений.

Суд первой инстанции, разрешая дело и отказывая Джаубаеву Б.Ш. в иске, исходил из того, что специальный нормативный акт Правительства Российской Федерации, регулирующий порядок бесплатного предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности в собственность военнослужащих, уволенных со службы, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти, не принят.

С выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда.

Между тем, как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, истец Джаубаев Б.Ш. прослужил 20 лет на военной службе, был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и с 1999 года состоит на учёте военнослужащих и граждан, уволенных в запас на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Согласно правовой позиции, изложенной в вышеназванном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации само по себе использование государственных жилищных сертификатов в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте

жительства как минимум за доступную плату (статья 40, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Между тем, как видно из материалов истребованного гражданского дела, и на это указывает заявитель в надзорной жалобе, истцу Джаубаеву Б.Ш. было предложено принять участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», от участия в которой он отказался, мотивируя отказ тем, что размер субсидии, выдаваемой по жилищному сертификату, не позволял ему реализовать право на приобретение по установленным социальным нормам жилого помещения исходя из реальной стоимости жилья.

Эти доводы истца имеют значение для правильного разрешения данного дела, однако, в нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 56, статьями 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд их не проверил, не дал им никакой правовой оценки и не указал в решении основания по которым их отверг.

Более того, поскольку статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право истца на получение жилого помещения, то само по себе отсутствие механизма его получения, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации, не может являться основанием для нарушения права истца на получение жилья. Это обстоятельство судами первой и кассационной инстанции так же не было учтено.

Судебная коллегия находит допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, приведенные выше, существенными, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Джаубаева Б.Ш., в связи с чем судебные постановления подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Кировского районного суда г. Астрахани от 21 августа 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 16 сентября 2009 года отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Кировский районный суд г. Астрахани.

Председательствующий:

Статьи законов по Делу № 25-В10-4

Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
ГПК РФ Статья 196. Вопросы, разрешаемые при принятии решения суда
ГПК РФ Статья 198. Содержание решения суда
ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх