Дело № 25-Г09-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 января 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №25-Г09-23

13 января 2010 года

г. Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.

при секретаре Холомеевой ОМ. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «София» (ООО ПКФ «София») на решение Астраханского областного суда от 20 октября 2009 года, которым отказано в удовлетворении заявления ООО ПКФ «София» о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Астраханской области от 31 августа 2006 года № 309-П «О порядке определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения директора ООО ПКФ «София» Нерсисяна С.Д., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя правительства Астраханской области Сазоновой С.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

ООО ПКФ «София» обратилось в Астраханский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 4 Порядка определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, утвержденного постановлением правительства Астраханской области от 31 августа 2006 года № 309-П.

По мнению заявителя, правительство Астраханской области превысило свои полномочия, установив запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным организациям, и тем самым создало ООО ПКФ «София», территория которого примыкает к территории детского сада «Гнездышко», препятствия для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Кроме того, заявитель полагал, что пункт 4 Порядка носит противоречивый характер, поскольку, с одной стороны, устанавливает, что прилегающая территория определяется органами местного самоуправления в размере не менее 50 метров от границы выделенных детским, образовательным организациям землеотводов от входа и до входа в предприятие торговли (общественного питания), а с другой стороны, указывает, что предприятие торговли (общественного питания) не может примыкать к границам землеотводов детских, образовательных организаций.

Решением Астраханского областного суда от 20 октября 2009 года в удовлетворении ООО ПКФ «София» отказано.

В кассационной жалобе ООО ПКФ «София» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права и принятии нового решения о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 4 Порядка в части слов «предприятие торговли (общественного питания) не может примыкать к границам землеотводов».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Постановлением правительства Астраханской области от 31 августа 2006 года № 309-П утвержден Порядок определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции.

Как следует из постановления, названный порядок утвержден в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и статьей 6 закона Астраханской области от 22 июня 2006 года № 30/2006-03 «О государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории Астраханской области».

В соответствии с пунктом 2 Порядка под местами массового скопления граждан и местами нахождения источников повышенной опасности понимаются, в частности, детские организации (организации, занимающиеся воспитанием, оздоровлением, развитием, организацией досуга, отдыха детей в возрасте до 18 лет) и образовательные организации (организации, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Согласно пункту 4 Порядка прилегающая территория определяется органами местного самоуправления в размере не менее 50 метров от границы выделенных объектам, указанным в пункте 2 Порядка, землеотводов от входа и до входа в предприятие торговли (общественного питания). Предприятие торговли (общественного питания) не может примыкать к границам указанных землеотводов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, образовательных организациях.

Согласно пункту 3 статьи 16 названного Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации

Частью 2 статьи 6 закона Астраханской области от 22 июня 2006 года №30/2006-03 «О государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции на территории Астраханской области» предусмотрено, что порядок определения органами местного самоуправления территорий, прилегающих к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности (в том числе детским, образовательным организациям), в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, устанавливается правительством Астраханской области.

Разрешая заявление ООО ПКФ «София», суд обоснованно исходил из того, что перечень мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, установленный статьей 16 Федерального закона № 171-ФЗ, не является исчерпывающим, поэтому правительство Астраханской области вправе было отнести к таковым местам детские и образовательные организации.

Применительно к оспариваемому пункту 4 Порядка судом сделан правильный вывод о том, что установление минимального расстояния от границы землеотводов детских и образовательных организаций до предприятий торговли (общественного питания) является одним из критериев порядка определения прилегающих территорий к местам, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции; установление такового Порядка является полномочием субъекта Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении заявления ООО ПКФ «София», суд учел изложенное выше и принял во внимание, кроме того, то обстоятельство, что расстояние по пешеходной зоне от входных дверей предприятия общественного питания кафе «София» до входных дверей дошкольного образовательного учреждения детского сада «Гнездышко» составляет 116 м, что более минимального расстояния (50 м), установленного Порядком.

Что касается суждения суда об отсутствии противоречия положений пункта 4 Порядка, то оно, по мнению Судебной коллегии, является правильным, поскольку определение минимального расстояния от границы землеотводов детских и образовательных организаций до предприятий торговли (общественного питания) и указание на невозможность примыкания последних к границам землеотводов детских и образовательных организаций являются разными критериями порядка определения прилегающих территорий.

Находя выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

В кассационной жалобе ООО ПКФ «София» указывает не противоречивость пункта 4 оспариваемого Порядка, но не приводит иных доводов, кроме тех, на которые общество ссылалось при обращении в суд и которые получили оценку в решении суда.

Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по ее доводам решение суда отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Астраханского областного суда от 20 октября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО ПКФ «София» - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 25-Г09-23

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх