Дело № 25-Г11-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 23 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №25-Г11-6

от 23 марта 2011 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Алешиной П.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу правительства Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 18 января 2011 года, которым удовлетворено заявление прокурора Астраханской области: признано недействующим с момента принятия постановление правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П «О внесении изменений в постановление правительства Астраханской области от 27 декабря 2007 года № 570-П» в части пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 как противоречащее статье 71 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», Бюджетному кодексу РФ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя правительства Астраханской области Нурутдиновой З.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

прокурором Астраханской области оспариваются в части установления мер социальной поддержки граждан, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин, пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.7 постановления правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П, которым внесены изменения в постановление правительства

Астраханской области от 27 декабря 2007 года № 570-П «О мерах социальной поддержки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности».

По мнению прокурора, вопросы определения порядка привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации, в том числе порядка производства им денежных выплат, не относятся к компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемое постановление противоречит Федеральному закону от 1 апреля 1993 года № 473-1 «О государственной границе Российской Федерации», статье 85 Бюджетного кодекса РФ.

Представители правительства Астраханской области против удовлетворения заявления прокурора возражали, полагая, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, поскольку регулирует правоотношения в области представления дополнительных мер социальной поддержки граждан, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин, что входит в компетенцию субъекта Российской Федерации на основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Решением Астраханского областного суда от 18 января 2011 года требования прокурора удовлетворены.

В кассационной жалобе правительства Астраханской области ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене.

Как следует из постановления правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П, им внесены изменения в постановление правительства Астраханской области от 27 декабря 2007 года № 570-П «О мерах социальной поддержки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности», которым утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, участвующим в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, действие названного Порядка распространено на граждан, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин.

В редакции постановления правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года Порядок определяет условия предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, принимающим добровольное участие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в составе добровольных народных дружин в охране общественного порядка на территории муниципальных образований Астраханской области, а также

гражданам, участвующим в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин при пограничных отделах, отделениях, подразделениях пограничного контроля пограничного управления.

Разрешая заявление прокурора, суд пришел к выводу о том, что правительство Астраханской области, устанавливая порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты гражданам, участвующим в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области, вышло за пределы своей компетенции, поскольку предоставление такой выплаты не может быть отнесено к социальной защите, в связи с чем не находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов и не может быть урегулировано субъектом Российской Федерации.

При этом суд исходил из того, что к числу полномочий субъектов Российской Федерации относятся создание условий для защиты государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам и принятие в этих целях законов и иных нормативных правовых актов в пределах, установленных Законом РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (статья 29 Закона РФ от 1 апреля 1993 года№ 4730-1).

Судебная коллегия находит вывод суда ошибочным, являющимся следствием неправильного истолкования норм материального права.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

На основании абзаца 5 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно преамбуле постановление правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П принято в целях осуществления социальной поддержки лиц, участвующих в защите государственной границы Российской Федерации на территории Астраханской области в составе добровольных народных дружин.

Анализ оспариваемых прокурором норм свидетельствует о том, что они регулируют общественные отношения, возникающие в связи с определением и осуществлением мер социальной поддержки указанных лиц, что соответствует компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выводы суда, основанные на анализе положений Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» сделаны без учета того, что постановление правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П принято не в целях создания условий для защиты государственной границы уполномоченным на то войскам и органам, а в целях создания условий для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы, что предусмотрено абзацем 4 статьи 29 Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-1.

Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления прямо рекомендовано принять необходимые меры для привлечения на добровольных началах граждан к защите государственной границы Российской Федерации и создания условий для осуществления их деятельности.

Учитывая, что оспариваемые прокурором нормы устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для лиц, участвующих в защите государственной границы в составе добровольных народных дружин, следует согласиться с доводами кассационной жалобы правительства Астраханской области о праве субъекта установить такие меры социальной поддержки за счет собственных средств в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

При таких данных решение суда об удовлетворении заявления прокурора не может быть признано законным и подлежит отмене.

Кроме того, разрешая заявление прокурора, суд признал оспариваемые нормы недействующими как противоречащие статье 71 Конституции Российской Федерации.

Указанный вывод сделан с превышением компетенции Астраханского областного суда, поскольку разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также то, что по делу не требуется дополнительного собирания доказательств, Судебная коллегия находит

решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Астраханского областного суда от 18 января 2011 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора Астраханской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления правительства Астраханской области от 29 июля 2010 года № 329-П.

Статьи законов по Делу № 25-Г11-6

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся:
Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх