Дело № 26-В09-8

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 2 июля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Гуляева Галина Александровна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №26-В09-8

от 2 июля 2009 года

 

рассмотрела в судебном заседании 2 июля 2009 года гражданское дело по иску Оздоева A.M. к прокуратуре Республики Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным гарантиям и компенсациям за время выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте по надзорной жалобе прокуратуры Республики Ингушетия на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2007 года, которым исковые требования удовлетворены, и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года, которым решение суда первой инстанции изменено.

Оздоев A.M. обратился в суд с указанным иском к прокуратуре Республики Ингушетия, ссылаясь на то, что в период с 15 декабря 1995 года по 7 января 2002 года он осуществлял служебные обязанности в органах прокуратуры в

председательствующего судей

Горохова Б.А.,

Гуляевой Г.А. и Корчашкиной Т.Е.

 

установила:

 

условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Ингушетии, в связи с чем, по его мнению, на него распространяются предусмотренные законодательством дополнительные гарантии и компенсации в виде льготного исчисления выслуги лет (один месяц службы за три месяца); оплаты окладов по воинским должностям и по воинским званиям в двойном размере; доплаты за особые условия службы, сложность, напряженность и высокие достижения в труде. Прокуратура Республики Ингушетия за работу в условиях чрезвычайного положения в период 1992-1994 г.г. произвела часть дополнительных выплат в размере 50 % от должностного оклада, а с 1 февраля 1995 года прекратила указанные выплаты. В настоящем иске Оздоев A.M. просил суд обязать ответчика зачесть в выслугу лет на льготных условиях время службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с 6 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года; взыскать с прокуратуры Республики Ингушетия в его пользу задолженность по денежному содержанию в сумме [скрыто] рубля.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.

Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С прокуратуры Республики Ингушетия в пользу Оздоева A.M. взыскана задолженность по денежному содержанию за время фактической работы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте с учетом индексации в размере [скрыто] рублей; прокуратура Республики Ингушетия

обязана засчитать Оздоеву A.M. в выслугу лет для назначения пенсии период фактической работы с 6 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте из расчета один месяц службы за три месяца.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года указанное решение суда первой инстанции отменено в части взыскания с прокуратуры Республики Ингушетия в пользу Оздоева A.M. задолженности по оплате краткосрочных дополнительных отпусков в сумме Щ рублей, в указанной части в

удовлетворении иска отказано. Общая сумма задолженности по денежному содержанию, подлежащая взысканию с ответчика в пользу Оздоева A.M., снижена до [скрыто] рублей.

В надзорной жалобе прокуратуры Республики Ингушетия содержится просьба об отмене указанных судебных постановлений со ссылкой на то, что судом первой и кассационной инстанции была допущена существенная ошибка в применении и толковании норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2009 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки доводов жалобы прокуратуры Республики Ингушетия по материалам дела.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 2 июня 2009 года надзорная жалоба прокуратуры Республики

Ингушетия с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 7 апреля 2009 года исполнение решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2007 года приостановлено до окончания производства в суде надзорной инстанции.

В заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явился истец Оздоев A.M., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения норм материального права, являющиеся в силу приведенной выше нормы основанием для пересмотра состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в период осуществления Оздоевым A.M. служебной деятельности территория Республики Ингушетия была отнесена к зоне вооруженного конфликта и на ней устанавливался режим чрезвычайного положения, в связи с чем прокурорским работникам, выполнявшим служебные задачи на территории Республики Ингушетия в указанный период, должны предоставляться дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

С указанной позицией согласился и суд кассационной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводом суда первой и кассационной инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права, которым регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2005 года № 649 дополнен раздел 1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры

Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942, согласно части 1 которого в выслугу лет (трудовой стаж) для исчисления пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах из расчета 1 месяц службы (работы) за 3 месяца, в том числе в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик.

Следовательно, период службы подлежит расчету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» и Законом Российской Федерации «О безопасности» Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года № 1327 «О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики» на территории Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года было введено чрезвычайное положение.

Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года № 407 режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 года был отменен и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Пригородного района и прилегающие к нему местности Республики Северная Осетия - Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. Этот режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 года был отменен.

Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда о зачете периода службы Оздоева A.M. на льготных условиях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца после отмены чрезвычайного положения нельзя признать законным.

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим-офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы, постоянно или временно

выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», принятым в соответствии со статьей 7 вышеуказанного закона, предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие задачи по установлению мира, законности и правопорядка, нормализации обстановки на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики находятся в условиях чрезвычайного положения, в связи с чем им предоставляются соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» установлено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации), и предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Таким образом, названные дополнительные гарантии и компенсации могли предоставляться за время фактического участия в выполнении задач на определенных территориях, оформленных соответствующими приказами.

Действие приведенного пункта распространено на прокурорских работников пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 649 от 29 октября 2005 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 942» с 11 ноября 2005 года.

Между тем, суд в нарушение Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» придал обратную силу постановлению Правительства Российской Федерации №649 от 29 октября 2005 года (п.2), в связи с чем неправомерно удовлетворил

требования истца в указанной части.

Кроме того, на основании приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 10-18, изданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1990 года № 714 «О предоставлении льгот работникам органов прокуратуры в период расследования преступлений при чрезвычайных обстоятельствах», в целях улучшения материального положения прокурорско-следственных работников органов прокуратуры в период расследования ими преступлений при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с массовыми антиобщественными проявлениями, установлено выплачивать этим работникам должностные оклады в полуторном размере. Указанные выплаты Оздоеву A.M. производились в течение установленного периода действия режима чрезвычайного положения до февраля 1995 года.

Из изложенного следует, что судом в нарушение действующего законодательства неправомерно произведено взыскание в пользу Оздоева A.M. задолженности по денежному содержанию и принято решение о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода служебной деятельности в органах прокуратуры с 6 декабря 1999 года по 31 декабря 2001 года из расчета один месяц службы за три месяца.

Помимо этого, суд незаконно произвел расчет задолженности по дополнительным денежным выплатам исходя из полного денежного содержания истца (должностной оклад, доплата за классный чин, выслугу лет, особые условия службы, доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде), ссылаясь на статью 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Тогда как в силу приведенной нормы Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» установлено увеличение исключительно окладов по должности и по воинским званиям, а не целого денежного содержания при выполнении задач в условиях чрезвычайно положения и при вооруженных конфликтах.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, с целью исправления судебной ошибки, допущенной судебными инстанциями в применении и толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 апреля 2007 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Оздоева A.M. к прокуратуре Республики Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным гарантиям и компенсациям за время выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте отказать.

Статьи законов по Делу № 26-В09-8

ГПК РФ Статья 387. Основания для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке
ГПК РФ Статья 388. Постановление или определение суда кассационной инстанции
ГПК РФ Статья 390. Полномочия суда кассационной инстанции

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх