Дело № 26-Г12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 14 марта 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Горчакова Елена Викторовна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №26-Г12-1

от 14 марта 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Ингушетия о признании недействующим в части Порядка льготного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Ингушетия лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, утверждённого постановлением Правительства Республики Ингушетия от 11 июня 2011 г. № 202 по кассационной жалобе Правительства Республики Ингушетия на решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 октября 2011 г., которым заявленные требования удовлетворены.

председательствующего судей

при секретаре

Хаменкова В.Б.,

Горчаковой Е.В., Ксенофонтовой О.А. Завражнове М.Ю.

лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении этого требования, оставив без изменения решение суда в остальной части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

постановлением Правительства Республики Ингушетия от 11 июня 2011 г. № 202 утверждён Порядок льготного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Ингушетия лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (далее - Порядок льготного обеспечения лекарственными средствами), который определяет механизм учёта и обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право за счёт расходных обязательств Республики Ингушетия на льготное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Пункт 2 первого раздела «Общие положения» Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами предусматривает, что отдельные категории граждан обеспечиваются лекарственными средствами по расходным обязательствам, отнесённым к ведению Республики Ингушетия, в случае, если они не пользуются аналогичными льготами согласно иным федеральным и республиканским законодательным актам.

Согласно пункту 1 третьего раздела «Финансирование расходов, связанных с льготным обеспечением отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» названного Порядка финансирование расходов по льготному обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Прокурор Республики Ингушетия обратился в суд с заявлением об оспаривании приведённых правовых норм, полагая, что они противоречат федеральному законодательству, их применение влечёт снижение уровня гарантий в области охраны здоровья неопределённого круга граждан, проживающих на территории Республики Ингушетия, поскольку эти нормы предусматривают обеспечение лекарственными средствами граждан при условии, что они не пользуются аналогичными льготами согласно иным федеральным и республиканским законодательным актам, а также устанавливают ограничения по финансированию расходов на льготное обеспечение лекарственными средствами исходя из размера расходов, установленных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, без учёта количества граждан, нуждающихся в такой помощи.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на положения пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой, а также на третий раздел Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г., утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 782, согласно которому медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счёт бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен.

Представители Правительства Республики Ингушетия, Министерства здравоохранения Республики Ингушетия полагали необходимым заявление прокурора оставить без удовлетворения, считая, что оспариваемые правовые нормы действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.

Решением Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 октября 2011 г. заявление удовлетворено, пункт 2 первого раздела, пункт 1 третьего раздела Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами признаны недействующими со дня принятия.

В кассационной жалобе Правительства Республики Ингушетия ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного и принятого с нарушением требований материального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Рассматривая заявленные требования и признавая недействующими оспариваемые нормы со дня их принятия, суд пришёл к выводу о том, что они противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и снижают уровень гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации.

Судебная коллегия суждение суда первой инстанции об обоснованности требования относительно пункта 2 первого раздела Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами находит правильным.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статья 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (действующих на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и рассмотрения дела) о праве граждан на медико-социальную помощь, включающую профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объём которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно пункту 16 статьи 5 указанного выше Закона разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием федеральных органов государственной власти.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 4 октября 2010 г. № 782 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 г., которая во втором разделе предусматривает обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи.

В разделе третьем названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при

амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее -Постановление № 890).

Как следует из содержания пункта 1 оспариваемого нормативного правового акта, Порядок льготного предоставления лекарственных средств определяет механизм учёта и обеспечения отдельных категорий граждан на льготное получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с Постановлением № 890, которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить своевременную оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (третий абзац пункта 4).

Анализ приведённых правовых норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая льготное лекарственное обеспечение, принимает во внимание исключительно определённые данные о личности конкретных групп граждан и характер заболевания, не ограничивая это право каким-либо образом, в том числе не ставит реализацию права на льготное лекарственное обеспечение в зависимость от того, какими нормативными правовыми актами (федеральным или региональным) предусмотрены основания для получения лекарственных средств бесплатно либо с 50-процентной скидкой.

При таком положении суд первой инстанции сделал правильное заключение о том, что пункт 2 раздела первого Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами противоречит федеральному законодательству, поскольку данной нормой предусматривается обеспечение лекарственными средствами только тех граждан, которые не пользуются названной льготой на основании иных федеральных и республиканских законодательных актов, то есть снижается уровень гарантий в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Ингушетия.

Доводы кассационной жалобы о незаконности решения суда в приведённой части основаны на неверном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда о признании названной правовой нормы недействующей со дня принятия.

Вместе с тем Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о противоречии федеральному законодательству пункта 1 раздела третьего Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами.

Признавая названную норму недействующей, суд исходил из того, что она не соответствует положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивает финансирование расходов на реализацию обязательств Республики Ингушетия по льготному лекарственному обеспечению в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в

республиканском бюджете на очередной финансовый год, несмотря на то, что средства республиканского бюджета должны рассчитываться исходя из численности больных.

Между тем данное суждение суда первой инстанции является ошибочным ввиду неправильного применения норм материального права.

Из содержания пункта 1 раздела третьего оспариваемого нормативного правового акта, а также его буквального толкования следует, что данная норма является бланкетной, не определяет размер финансирования расходов, связанных с льготным обеспечением лекарственными средствами, никоим образом не ограничивает его, а констатирует, что финансирование названных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, поскольку финансирование расходов в размерах, превышающих суммы, включённые в бюджетную роспись, и утверждённые лимиты бюджетных обязательств являются основанием применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (абзац 19 статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Ссылка суда первой инстанции на статью 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации является несостоятельной в силу того, что данная норма предусматривает закрытый перечень оснований для возникновения расходных обязательств субъекта РФ и не регулирует вопросы финансирования расходов по льготному обеспечению лекарственными средствами, следовательно, оспариваемый пункт 1 раздела третьего Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами не может противоречить приведённому положению Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, решение суда в части признания недействующим пункта 1 раздела третьего Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами подлежит отмене, как незаконное, в связи с неправильным применением норм материального права.

Принимая во внимание, что требования прокурора в этой части являются необоснованными, Судебная коллегия считает необходимым принять новое решение, которым отказать в признании недействующим пункта 1 раздела третьего Порядка льготного обеспечения лекарственными средствами.

Руководствуясь статьями 360, 361-363, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 октября 2011 г. в части признания недействующим пункта 1 третьего раздела Порядка льготного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Ингушетия лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, утверждённого постановлением Правительства Республики Ингушетия от 11 июня 2011 г. № 202, отменить и принять новое решение об отказе в

удовлетворении требований прокурора Республики Ингушетия о признании названного пункта противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его принятия.

В остальной части решение Верховного Суда Республики Ингушетия от 14 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Ингушетия об отмене решения суда в полном объёме - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 26-Г12-1

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
БК РФ Статья 283. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх