Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 3-Г08-12

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 4 июня 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №3-Г08-12

от 4 июня 2008 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия Закона Республики Коми «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Коми «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» от 11 декабря 2007 года №

по кассационной жалобе Главы Республики Коми и Государственного Совета Республики Коми

на решение Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

председательствующего судей

В.Б.Хаменкова

В.П.Меркулова и Г.В.Макарова

109-РЗ

 

установила:

 

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании недействующим со дня принятия Закона Республики Коми «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Коми «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» от 11 декабря 2007 года № 109-РЗ, ссылаясь на то, что оспариваемым Законом продлен срок полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований Республики Коми с 2 лет 2 месяцев до 3 лет, что противоречит ч. 2 ст.8, ст. 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку оснований для такого продления не имелось,

Решением Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2008 года постановлено: заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу Закон Республики Коми «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Коми «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» от 11 декабря 2007 года № 109-РЗ.

Глава Республики Коми и Государственный Совет Республики Коми подали кассационные жалобы, в которых просят решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагают, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

Анализ Закона Республики Коми «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» от 5 апреля 2005 года № 27-РЗ свидетельствует о том, что при соблюдении установленного срока полномочий в 2 года 2 месяца датой проведения очередных выборов депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований поселений Республики Коми являлось второе воскресенье марта 2008 года.

Закон Республики Коми «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Коми «О выборах в представительные органы и глав вновь образованных муниципальных образований в Республике Коми» от 11 декабря 2007 года № 109-РЗ прямо предусмотрел продление срока полномочий представительных органов местного самоуправления, избранных 16 октября 2005 года (ч. 1 ст.2 Закона), с 2 лет 2 месяцев до 3 лет со ссылкой на положения п. 3 ст. 81.1 Федерального закона «Об основных га-

рантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что продление срока полномочий действующих представительных органов местного самоуправления противоречит ст. 8; п. 6 и 9 ст. 81.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку оснований, предусмотренных законом, как для продления срока полномочий указанных органов, так и для проведения выборов в эти органы во второе воскресенье октября 2008 года, не имелось.

Доводы, изложенные в кассационных жалобах, не опровергают выводов суда, которые соответствуют правовой позиции, высказанной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1997 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 1996 года N 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Пермской области от 21 февраля 1996 года «О проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Пермской области» и части 2 статьи 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 года "О порядке ротации состава депутатов Законодательного Собрания Вологодской области" (в редакции от 9 ноября 1995 года)».

Представительные органы в субъектах Российской Федерации, в том числе и в органы местного самоуправления, формируются на основе собственных избирательных законов, а установленные законные избирательные процедуры не могут нарушаться. Иное привело бы к ущемлению права граждан участвовать в свободных, демократических периодических выборах.

Это означает, что на законодателе субъекта Российской Федерации лежит конституционная обязанность, приводить свои избирательные законы в соответствие с федеральными законами (статьи 5, часть 2; 76, части 4 и 5; 77, часть 1), обеспечивая защиту конституционных, в том числе избирательных, прав граждан (статьи 32 и 72, пункт "б" части 1).

К подобным нарушениям приводят отступления от законных процедур выборов, в частности случаи, когда установленные законодательством субъекта Российской Федерации сроки полномочий этих органов меняются без соблюдения закрепленного в уставе или законе порядка их формирования.

Продление полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица лишает избирателей возможности принять участие в очередных выборах и тем самым реализовать их конституционное право участвовать в местном самоуправлении, избирать и быть избранным в соответствующие органы государственной власти.

Перенесение выборов подрывает гарантии избирательных прав граждан в силу их организационно-правовой необеспеченности, так как выборы не назначаются после истечения срока полномочий представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица.

Доводы о том, что оспариваемым Законом не продлялись полномочия представительного органа, а был установлен только срок полномочий указанных представительных органов соответствии со статьями 40 и 85 Федерального закона №131-Ф3, которыми предусмотрено право субъекта РФ определить срок полномочий указанных представительных органов от двух до пяти лет, нельзя признать состоятельными.

Оспариваемым законом в ст.З ч.1 слова 2 года 2 месяца заменены словами 3 года, а срок полномочий вновь образованных муниципальных образований остался прежним с 16 октября 2005 года.

Кроме того, правило о проведении очередных выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований Республики Коми с учетом требований п. 3 ст. 81.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, предусматривающих проведение выборов во второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, свидетельствует именно о продлении срока полномочий действующего представительного органа.

Иные доводы кассационных жалоб основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного Суда Республики Коми от 14 марта 2008 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Главы Республики Коми и Государственного Совета Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Статьи законов по Делу № 3-Г08-12

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх