Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: 9060684949
Телефон: +7 905 942-69-48
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 3-Г09-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №3-Г09-2

01 апреля 2009 года

г. Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего                   В.И.Пирожкова

судей                                                Г.В.Макарова и О.А.Ксенофонтовой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению (в окончательной редакции) Сельковой Валентины Владимировны о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 г. № 114-РЗ) в части слов: «и установленной социальной нормы площади жилого помещения», по кассационным жалобам Главы и Государственного Совета Республики Коми на решение Верховного суда Республики Коми от 12 января 2009 г., которым постановлено «Заявление Сельковой Валентины Владимировны удовлетворить и признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 г. № 114-РЗ в части слов: «и установленной социальной нормы площади жилого помещения».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителей Главы Республики Коми - Четвериковой Л.В. и Мищенко Л.И. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Статьей 11 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 г. № 114-РЗ предусмотрено, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им в установленном порядке трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки, в частности, п.З ч.1 этой статьи имеет редакцию: «оплата в размере 50 процентов указанным лицам коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива».

Селькова В.В., имеющая с 1996 г. звание «Ветеран труда», обратилась в Верховный Суд Республики Коми с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что действующая редакция оспариваемой нормы предусматривает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты отопления (теплоснабжения) в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения, а в ранее действовавшей редакции этой нормы предоставление такой меры социальной поддержки ограничивалось только пределами нормативов потребления и не было связано с социальной нормой жилой площади. В новой редакции оспариваемая норма ранее достигнутый уровень социальной поддержки ветеранов труда в Республике Коми существенно снижает и равноценной компенсации не представляется, что противоречит требованиям федерального законодательства.

По делу постановлено приведенное выше решение.

В кассационных жалобах Главы и Государственного Совета Республики Коми указывается о несогласии с решением суда и ставится вопрос о его отмене (с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления (Глава Республики) и прекращении производства по делу (Государственный Совет Республики)) по мотиву нарушения судом норм материального права и без учета того, что оспариваемой нормой права и свободы граждан не нарушаются.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит их подлежащими удовлетворению.

При вынесении решения суд, сославшись на преамбулу и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), согласно которым замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации допускается при наличии эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан, исходил из того, что предыдущая редакция оспариваемой нормы, предусматривавшая 50% освобождение ветеранов труда от оплаты за отопление (теплоснабжение) в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги, соответствовала федеральному законодательству, не предусматривающего возможность предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки в виде 50% оплаты отопления с учетом социальной нормы площади жилого помещения, а следовательно, введение и учет фактора «установленной социальной нормы площади жилого помещения» противоречит правилам применения нормативов потребления к указанным правоотношениям и в нарушение требований вышеназванного Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ существенно снижает ранее достигнутые уровень и объем социальной поддержки ветеранов труда в Республике Коми.

Данный вывод суда нельзя признать правильным по следующим основаниям.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ изменился принцип установления системы мер социальной защиты определенных категорий граждан, в том числе, внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно статьи 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а его статьей 1 0 предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, из чего следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Судом установлено, что после 31 декабря 2004 г. ветераны труда пользовались льготой по оплате коммунальных услуг, в частности, 50% оплаты за отопление (теплоснабжение) в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги. Новой редакцией предоставление указанной льготы стало обуславливаться как нормативом потребления, так и социальной нормой площади жилою помещения, но учет последней действующему законодательству не противоречит.

Пунктом 4.1. Методики определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РФ от 22 ноября 1993 г. № 60, предусматривалась необходимость соотнесения норматива теплопотребления с минимальной нормой жилищной обеспеченности, установленной для целей выделения субсидий, а пункт 4.2. включал в формулу определения минимального норматива потребности в теплоэнергии (применительно к отоплению) социальную норму жилья, принятую в регионе. Учет стандартов социальной нормы площади жилья в сфере жилищно-коммунальных услуг предусмотрены и методическими рекомендациями по определению потребительской корзины..., утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. № 192 (ст.24, приложение № 13). Постановлением Правительства РФ от 26 мая 1997 года № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг (действовавшим до 29 августа 2005 г.) был установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилья, который составлял 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек; 42 кв.м - на семью их двух человек; 33 кв.м - на одиноко проживающего человека. Часть 1 статьи 15.2. Закона РФ от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» в редакции, действовавшей на 31 декабря 2004 г. (закон утратил силу с 1 марта 2005 г.), предусматривала, что оплата жилья и коммунальных услуг производится с применением социальной нормы площади жилья. Действующий с 1 марта 2005 г. Жилищный кодекс РФ вместо социальной нормы площади жилья использует идентичное понятие «региональный стандарт нормативной площади жилья» (ст. 159).

При указанных выше положениях законодатель субъекта вправе был при предоставлении льготы за коммунальные платежи учитывать не только нормативы потребления, но и установленную социальную норму площади жилого помещения. Кроме того, вывод суда о снижении ранее достигнутого уровня и объема социальной поддержки ветеранов труда не соответствует материалам дела, из которых следует, что в 2004 г. из республиканского бюджета на меры социальной поддержки, в частности жилищно-коммунальные услуги, выделялось 191422,7 тыс. руб., в 2008 г. - 719418,4 тыс. руб., а на 2009 г. предусмотрено 855435 тыс. руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Решение Верховного суда Республики Коми от 12 января 2009 г. отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Сельковой Валентины Владимировны о признании недействующим п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» от 12 ноября 2004 г. № 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 18 ноября 2008 г. № 114-РЗ в части слов: «и установленной социальной нормы площади жилого помещения» отказать.

Статьи законов по Делу № 3-Г09-2

Производство по делу

Загрузка
Наверх