Дело № 3-Г11-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 18 марта 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №3-Г11-11

от 18 марта 2011 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Птицыной Д.М. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Несветаевой И | /Щ ~\ на решение Верховного суда Республики

Коми от 2 марта 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Несветаевой И.А. о признании проверки подписных листов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 Несветаевой И.А. проведенной с нарушением норм избирательного законодательства, признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 9 февраля 2011 года № 11/21 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 Несветаевой И.А. и возложении на окружную избирательную комиссию Интинского избирательного округа № 7 обязанности по регистрации Несветаевой И.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., объяснения представителя окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 Готье А.И., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Несветаева И.А. обратилась в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 9 февраля 2011 года № 11/21 об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 в связи с выявлением 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

В обоснование своего заявления Несветаева И.А. указала, что окружной избирательной комиссией были допущены следующие нарушения: принятие подписных листов производилось председателем территориальной избирательной комиссии, а не председателем рабочей группы; при проведении выборки подписных листов количество жетонов, предъявленных для участия в выборке, не соответствовало количеству подписных листов; после проведения выборки председателем территориальной избирательной комиссии произведена расшивка сброшюрованной папки с подписными листами; при проведении проверки подписных листов нарушен порядок привлечения эксперта, не обеспечено участие Несветаевой И.А. в исследовании экспертом подписей; по результатам проверки подписных листов не оформлена ведомость проверки подписных листов; в справке эксперта не указаны номера листов, строк, количество подписей, подлежащих исследованию; выводы эксперта носят предположительный характер; в протоколах проверки документов окружной избирательной комиссии в заголовке указано на выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта», в связи с чем непонятно, рабочая группа какой комиссии делала выводы, приведенные в протоколах; протоколы проверки документов получены Несветаевой И.А. с нарушением установленного законом срока.

По мнению Несветаевой И.А., неправомерные действия окружной избирательной комиссии привели к принятию незаконного решения об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7.

Решением Верховного суда Республики Коми от 2 марта 2011 года в удовлетворении заявления Несветаевой И.А. отказано.

В кассационной жалобе Несветаевой И.А. ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено

такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Недействительной считается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа, недостоверной - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом (пункты 44, 45 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 37 закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи, предусматривающей, что к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться специалисты (в том числе эксперты) из числа работников органов внутренних дел, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан.

Частью 9 статьи 37 названного выше закона Республики Коми предусмотрено, что недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Недействительными подписями считаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист; с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи; подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, участников референдума.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 закона Республики Коми от 27 сентября

2010 года № 88-РЗ проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.

Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 требовалось представить в окружную избирательную комиссию подписные листы, содержащие 732 достоверные подписи избирателей. Несветаевой И.А. предоставлена в окружную избирательную комиссию 801 подпись избирателей.

Рабочей группой окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, представленных в избирательную комиссию кандидатом Несветаевой И.А., посредством случайной выборки определены номера подлежащих проверке подписных листов, содержащих 146 подписей избирателей.

5 февраля 2011 года рабочей группой окружной избирательной комиссии принято решение о рекомендации территориальной избирательной комиссии г.Инты запросить сведения в УФМС РФ по г.Инте и привлечь к проверке подлинности подписей в подписных листах эксперта из числа сотрудников органов внутренних дел.

Согласно протоколу об итогах проверки подписных листов от 8 февраля

2011 года из 146 проверенных подписей избирателей 9 подписей являются недействительными в соответствии с данными ОУФМС и 25 подписей являются недействительными и недостоверными в соответствии со справкой эксперта ОВД.

Постановлением окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва от 9 февраля 2011 года № 11/21 отказано в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 Несветаевой И.А. на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Установив факт несвоевременного получения Несветаевой И.А. итогового протокола проверки рабочей группой подписных листов, в целях обеспечения объективной, всесторонней и полной проверки доводов заявителя, суд в процессе рассмотрения дела провел повторную проверку подписных листов (в пределах ранее проверенных), для чего истребовал необходимые сведения из УФМС по Республике Коми и назначил почерковедческую экспертизу.

В результате исследования в судебном заседании материалов УФМС и заключения экспертизы суд установил, что недостоверными и

недействительными являются подписи избирателей в количестве 31 при максимально допустимом их количестве 14. При исключении вышеуказанного количества недействительных и недостоверных подписей из общего числа отобранных для проверки подписей число достоверных подписей избирателей составляет 115 при требуемых 132.

Принимая во внимание изложенное, следует признать правильным вывод суда о наличии у избирательной комиссии оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Несветаевой И.А. по основанию выявления более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Полагая, что выводы суда основаны на материалах дела, исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

Доводы Несветаевой И.А. о проведении проверки подписных листов с нарушением требований закона являлись предметом проверки суда, по каждому из них в решении имеется суждение суда.

Давая оценку этим доводам, суд правильно исходил из того, что они не могли повлиять на существо решения избирательной комиссии, отказавшей в регистрации кандидата в депутаты Несветаевой И.А. по основанию выявления более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием к отмене решения, поскольку аналогичны тем, которые являлись предметом проверки суда и получили его оценку.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Республики Коми суда от 2 марта 2011 года оставить без изменения, касЖащсцщую жалобу Несветаевой И.А. - без удовлетворения.

Председательствующи

Судьи

Статьи законов по Делу № 3-Г11-11

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх