Дело № 30-Г09-2

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №30-Г09-2

от 1 апреля 2009 года

 

председательствующего Еременко Т.И. судей Борисовой Л.В. и Анишиной В.И.

недействующим абзаца первого пункта 4 и абзаца третьего пункта 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2006 года № 249 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике». В остальной части заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Савченко A.A. обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзац первого пункта 4, абзацев второго и третьего пункта 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-

инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2006 года № 249 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике».

В обоснование требования указал, что является ветераном боевых действий и имеет право на первоочередное обеспечение жилой площадью с учетом семьи (4 человека). С 1984 года состоял в льготной очереди на получение жилья. В 2008 году обратился с заявлением о предоставлении субсидии и был извещен о том, что согласно постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 249 от 28 июля 2006 года ему будет выдана субсидия на улучшение жилищных условий (без учета членов семьи). По мнению заявителя, указанное постановление (в оспариваемой части) противоречит подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», подпункту «ж» пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 г. № 59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории ДР Афганистан, и их семьям» и делают невозможным реализацию им права на обеспечение жилой площадью, так как незаконно возлагают на него обязанность нести материальные затраты на приобретение жилого помещения с привлечением собственных или заемных средств из расчета на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ЖК РФ. На основании приведенных федеральных норм он, как ветеран боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет до 1 января 2005 года, должен быть обеспечен жильем за счет средств федерального бюджета только за счет субсидии, без привлечения личных или заемных средств, без выполнения обязательств приобретения жилья, площадь которого в расчете на одного члена семьи не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ЖК РФ. ФЗ «О ветеранах» не ограничено предоставление ветеранам прав и льгот только положениями данного закона. Указанный Закон в пункте 3 статьи 11 определяет, что права и льготы ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законами РФ, не могут быть отменены без равноценной замены.

Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 января 2009 года признаны недействующими абзац первый пункта 4 и абзац третий пункта 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденного постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2006 года № 249 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-

инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике». В остальной части заявления отказано.

В кассационной жалобе Правительство Карачаево-Черкесской Республики просит решение суда отменить в части признания недействующим абзаца третьего пункта 5 названного Порядка, сославшись на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в этой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.

Из дела видно, что 28 июля 2006 года Правительством Карачаево-Черкесской Республики принято постановление № 249 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской республике», опубликованное в газете «День Республики», № 147-148, 8 августа 2006 года.

Пунктом 1 постановления определено, что формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является предоставление им субсидии на приобретение жилья в собственность.

Пунктом 2 постановления утвержден Порядок предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, согласно приложению (далее -Порядок).

Абзацем третьим пункта 5 Порядка закреплено положение, в соответствии с которым не допускается приобретение жилого помещения, площадь которого в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Удовлетворяя заявление Савченко A.A. о признании недействующей приведенной правовой нормы, суд пришел к выводу, что для этого имеются предусмотренные законом основания.

Вывод суда мотивирован тем, что оспариваемая норма противоречит статьям 16, 23.2 ФЗ «О ветеранах» и постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 г. № 59-27 и нарушает право заявителя на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, поскольку устанавливает

условия реализации этого права, не предусмотренные федеральным законодательством.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.

Из преамбулы и содержания постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 июля 2006 года № 249 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике» следует, что данный нормативный акт принят субъектом РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Правовое регулирование отношений, о которых возник спор, осуществляется на уровне Российской Федерации вышеназванными федеральными законами, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Действующим до настоящего времени постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27 «О льготах военнослужащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям» названным категориям граждан и их семьям предоставлено право на первоочередное обеспечение жилой площадью (подпункт «г» пункта 1).

Законом РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Афганистане (с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года) отнесены к ветеранам боевых действий, имеющих право на меры социальной поддержки.

Одной из таких мер, предусмотренной статьей 13 упомянутого Закона РФ, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

На основании статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» полномочия по предоставлению указанных мер социальной защиты ветеранов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусмотрены в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Названным Законом определены условия предоставления мер социальной защиты по обеспечению жильем. Одновременно закреплено право субъектов РФ своими нормативными правовыми актами определять

форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидии на приобретение жилья) и порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (пункты 6, 11 статьи 23.2).

Согласно статье 10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации. В дополнение к этим мерам субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Такие дополнительные меры социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Аналогичное правовое регулирование в указанной сфере в отношении инвалидов установлено статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии со статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» и статьей 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 октября 2005 года № 614, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено полномочий по разработке условий реализации вышеуказанными категориями граждан прав и льгот, предоставляемых за счет средств федерального бюджета.

Сравнительный анализ абзаца третьего пункта 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, утвержденного постановлением Правительства КЧР, с федеральными нормами приводит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит условия реализации названных мер, не предусмотренные вышеприведенным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие

значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, решение суда в обжалуемой части является правильным.

Ссылки Правительства КЧР в его кассационной жалобе на то, что оспариваемый акт соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, которыми установлены нормы предоставления жилой площади, а также основания для снятия с учета по улучшению жилищных условий, не имеют правового значения для разрешения настоящего дела и отмену решения суда не влекут. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе и обязан осуществлять правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации и законов субъекта РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 30-Г09-2

ГПК РФ Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх