Дело № 304-АД14-3005

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 10 июня 2015 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Никифоров Сергей Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 304-АД14-3005

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 10 июня 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу законного представителя ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» ‒ генерального директора общества Гражданкина А.А. на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности начальника межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области от 3 декабря 2013 года, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года, вынесенные в отношении ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» по делу Арбитражного суда Новосибирской области № А45-22729/2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением исполняющего обязанности начальника межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области от 3 декабря 2013 года, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 года и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года, ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» Гражданкин А.А. выражает несогласие с вынесенными в отношении общества актами и ставит вопрос об их отмене.

Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения жалобы.

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 26 ноября 2013 года уполномоченным должностным лицом межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области проверки в отношении ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в кассу общества от ОАО «Российские железные дороги» были приняты посредством наличного расчета через доверенных лиц денежные средства в общей сумме 45 455 рублей 20 копеек в качестве платежей за оказанные услуги по осуществлению регулярных пассажирских перевозок в рамках исполнения Соглашения о долгосрочном сотрудничестве по организации транспортного обслуживания пассажиров в автобусном сообщении от 25 мая 2011 года № 25/05/11-5Т без зачисления денежных средств на специальный банковский счет ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с тем, что должностное лицо и арбитражные суды пришли к выводу о том, что ОАО «Российские железные дороги» является платежным агентом, расчеты между ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» и ОАО «Российские железные дороги» должны осуществляться с использованием специального банковского счета.

С такими выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 1 данного Федерального закона).

Согласно статье 2 указанного Федерального закона поставщиком являются юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с этим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик ‒ физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент ‒ юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Из системного анализа приведенных норм следует, что действие данного Федерального закона распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги − услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

Положения части 18 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» возлагают на поставщика при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязанность по использованию специального банковского счета. Получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, поставщик не вправе.

В силу части 4 статьи 8 данного Федерального закона получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи данного Закона не допускается. 4 Как следует из материалов дела, 25 мая 2011 года между Министерством транспорта и железнодорожного хозяйства Новосибирской области (Министерство), ОАО «Российские железные дороги» (Исполнитель) и ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» (Перевозчик) в целях дальнейшего совершенствования транспортного обслуживания пассажиров на территории Новосибирской области на взаимовыгодных экономических условиях заключено Соглашение о долгосрочном сотрудничестве по организации транспортного обслуживания пассажиров в автобусном сообщением № 25/05/11- 5Т.

Согласно условиям данного Соглашения Перевозчик осуществляет регулярные пассажирские перевозки автобусами от вокзала железнодорожной станции Барабинск (пункт 2.3.1. Соглашения), а также выполняет и оказывает иные работы и услуги в рамках исполнения данного Соглашения (пункт 2.3.2.- 2.3.17 Соглашения).

Исполнитель, в свою очередь, обеспечивает оказание услуг по сервисному обслуживанию пассажиров, осуществляет кассовую продажу билетов на автобусные маршруты и организует контроль за регулярностью движения автобусов перевозчиков, согласно утвержденным штатным расписаниям на возмездной основе; информирует пассажиров в случае отсутствия у перевозчиков возможности выполнять рейс (за 2 часа до отправления автобуса по громкоговорящей связи); доводит до сведения пассажиров информацию об изменении тарифов, расписаний движения автобусов и организации новых межмуниципальных (междугородных) и внутрирайонных автобусных маршрутов; представляет в Министерство до 5-го числа месяца, следующего за отчетным , информацию о выполнении автобусных рейсов и количестве реализованных билетов и сумме транспортных доходов по каждому маршруту, каждому перевозчику и другую необходимую документацию; принимает совместные меры с Перевозчиком по недопущению на территорию вокзала железнодорожной станции Барабинск перевозчиков, не заключивших в установленном порядке договоры на перевозки пассажиров; осуществляет в кассах вокзала железнодорожной станции Барабинск персоналом вокзала продажу билетов установленной формы в соответствии с утвержденными тарифами на автобусные маршруты (пункты 2.2.1.-2.2.6. Соглашения), а также несет иные обязанности (пункты 2.2.7.-2.2.15. Соглашения).

Таким образом, с учетом положений Федерального закона от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и по условиям Соглашения ОАО «Российские железные дороги» не является платежным агентом, в связи с чем действие названного Федерального закона на отношения между ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» и ОАО «Российские железные дороги» не распространяется, что исключает необходимость осуществления расчетов между указанными юридическими лицами с использованием специального банковского счета.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 этого кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление исполняющего обязанности начальника межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области от 3 декабря 2013 года, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года, состоявшиеся в отношении ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 30.17 и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу генерального директора ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» Гражданкина А.А. удовлетворить.

Постановление исполняющего обязанности начальника межрайонной ИФНС России № 5 по Новосибирской области от 3 декабря 2013 года, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17 марта 2014 года и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2014 года, вынесенные в отношении ОАО автотранспортное предприятие «Северноеагротранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 304-АД14-3005

КоАП РФ Статья 15.1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх