Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 31-АД14-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 15 декабря 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 31-АД14-11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 15 декабря 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу филиала в Чувашской Республике ОАО « » Иванова С Г на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2014 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 15 июля 2014 г., вынесенные в отношении филиала ОАО « » Иванова С Г по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 апреля 2014 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 15 июля 2014 г., филиала в Чувашской Республике ОАО « » Иванов С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Иванов С.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Иванова С.Г. позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Из материалов дела усматривается, что 6 февраля 2014 г. прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на противодействие экстремизму, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет» через Интернет-провайдера ОАО « ».

В ходе проверки установлено, что путем свободного доступа через компьютер, подключенный к Интернет-провайдеру ОАО « », возможен доступ на Интернет-сайты, содержащие экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а именно: 1. возможен просмотр материалов, размещенных по адресам: -ЬПр://\у\у\у.уои1иЬе.сотЛуа1сЬ?у=-УГ'мМр-ЦН74, - ЬЦр://ууут.уоиШЪе.сотЛуа1сй?у=9р80ММкоМ88, - Мр://уу\ууу.уоиШЬе.сот/\уа1сЬ?у=пВ4уР51§С)К.5, - Ьйр://уу\ууу.уоиШЬе.сот/ууа1сЬ?у=6А§КАНЗ\У1)0, - Ьцр:/Лу\у^.уоиШЪе.сот/\уа1сЬ?у=923М1;Ь_О§(20, - Ьпр://\у\у\у.уоиШЬе.сот/\уа1сЬ?у=СНотЕХХиХ]М, - Ьцр://\улулу.уои1иЬе.сот/ша1сЬ?у=01(1уВ8аХ7РА, - Ьйр://лулулу.уоиШЬе.сот/\уа1сЬ?у=с1Р5У_тК21 Ос, - ЬЦр://\ууу\у.уоиШЬе.сотЛуа1сЬ?у=Сс1и9ВС6пРеЕ, - №р://\уулу.уоиШЬе.сот/\уа1с11?у=4ак7М0-ао8У, - Ьйр://\у\у\у.уоиШЬе.сотЛуа1сЬ?у=пзУеЕЙуа1У, - ЬНр://\у\у\у.уоитЬе.сот/\уа1ск?у=2С]В120Ки1Е, - Ьир://\у\у\у.уоиШЪе.сот/\уа1сЬ?у=:76К4Х0К4-гГО, - №р:/Ау\у\у.уои!иЪе.соп^\уа!сй?у=ЗЖ9ИуЦЕМ(Ю, которые решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 июня 2013 г. признаны экстремистскими материалами; 2. возможен просмотр информационных материалов «Совет сибирского народа», размещенных на Интернет-странице Ьйр://з1Ъ50уе1Нуе]оита1.сот, признанных решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 23 сентября 2013 г. экстремистскими материалами; 3. возможен просмотр интернет-ресурса ЬИр:/Лу\у\у.скипетр.паго(1.ги, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который решением Кировского районного суда г. Ярославля от 24 сентября 2013 г.

и апелляционным определением Ярославского областного суда от 9 декабря 2013 г. признан экстремистским материалом; 4. возможен доступ к интернет-ресурсу «Фронт арийского освобождения», расположенному по адресу ЬЦр://ркао.ш1о, и содержащимся на нем информационным материалам, которые решением Советского районного суда г. Липецка от 12 августа 2013 г. и определением Советского районного суда г. Липецка от 5 ноября 2013 г. признаны экстремистскими материалами; 5. возможен доступ к материалу, расположенному по адресу: ро1зк.сот/зоп§/144310-Когеузк1е-ЬЕВсЫк1-Козз1а-с11уа-сЬигок, который решением Кромского районного суда Орловской области от 13 июня 2012 г. признан экстремистским материалом.

Судья районного суда и вышестоящие судебные инстанции пришли к выводу о том, что предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации и непринятие мер по ограничению доступа к интернет- сайтам, содержащим материалы с такой информацией, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а должностное лицо - филиала в Чувашской Республике ОАО « » Иванов С.Г. подлежит административной ответственности, установленной данной нормой, так как не обеспечил соблюдение требований Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

С такими решениями судебных инстанций согласиться нельзя.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Статьей 12 названного Федерального закона установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В силу статьи 13 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Согласно положениям данной нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ и подпункту 30.28 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по ведению и опубликованию федерального списка экстремистских материалов.

В подпункте 12 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ) сформулировано понятие оператора связи, которым является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г.

№ 126-ФЗ оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

Исходя из положений приведенных правовых норм, оператор связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.

В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно частям 2, 3 статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г.

№ 149-ФЗ (вступившей в законную силу 1 февраля 2014 г.) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей, указанного в части 1 этой статьи, незамедлительно: 1) направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети «Интернет», сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети «Интернет», позволяющие идентифицировать такую информацию; 2) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», указанного информационного ресурса, обслуживающего владельца сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка; 3) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 лицу уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации с указанием доменного имени и сетевого адреса, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», на котором размещена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по удалению такой информации; 4) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 2 лицу в соответствующей информационной системе.

После получения по системе взаимодействия требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно­ телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети «Интернет», или к информации, размещенной на нем и содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Вместе с тем материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о соблюдении федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи требований части 2 статьи 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, что, в свою очередь, не позволяет сделать вывод о том, что у филиала в Чувашской Республике ОАО « » имелась возможность выполнить требования части 3 этой нормы.

В ходе производства по делу защитник Иванова С.Г. заявлял о данных обстоятельствах. Однако судьей районного суда и вышестоящими судебными инстанциями этот довод в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не проверен.

Материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что филиал в Чувашской Республике ОАО « », будучи оператором связи на территории Чувашской Республики, имел реальную возможность для выполнения требований закона по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а его руководитель, в свою очередь, — возможность обеспечить соблюдение требований закона о противодействии экстремистской деятельности.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о необходимости выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2014 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 15 июля 2014 г., вынесенные в отношении филиала в Чувашской Республике ОАО « » Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Иванова С Г удовлетворить.

Постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 17 марта 2014 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 19 апреля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 15 июля 2014 г., вынесенные в отношении филиала в Чувашской Республике ОАО « » Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Статьи законов по Делу № 31-АД14-11

КоАП РФ Статья 1.5. Презумпция невиновности
КоАП РФ Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ)
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (введена Федеральным законом от 03.12.2008 N 240-ФЗ)

Производство по делу

Загрузка
Наверх