Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 31-Г08-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 ноября 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Пирожков Валентин Николаевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №31-Г08-6

г.Москва

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Макарова Г.В., Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействующей части 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики № 51 от 20 ноября 2006 года «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» в части слова «налоговых» по кассационной жалобе Государственного Совета Чувашской Республики на решение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2008 года, которым часть 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики № 51 от 20 ноября 2006 года «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» в части слова «налоговых» признана недействующей со дня вступления в законную силу судебного решения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Государственного Совета Чувашской Республики Ухтиярова А.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики № 51 от 20 ноября 2006 года «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики».

Частью 2 статьи 17 оспариваемого закона предусмотрено, что в ходе проведения комплексных и тематических проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния проверяемого объекта Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики вправе определять обоснованность получения налоговых и других льгот и преимуществ по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики.

Между тем, по мнению прокурора, в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации проверка обоснованности получения налоговых льгот по платежам в республиканский бюджет не может быть отнесена к полномочиям органа государственного финансового контроля, каковым является Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики.

Кроме того, орган государственного финансового контроля не может быть наделен полномочиями по проверке законности нормативных правовых актов, устанавливающих налоговые льготы налогоплательщикам, как это следует из текста оспариваемой нормы.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Государственный Совет Чувашской Республики, полагая его неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики № 51 от 20 ноября 2006 года (в редакции Закона Чувашской Республики № 66 от 8 ноября 2007 года) «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуется Государственным Советом Чувашской Республики и подотчетна ему.

В процессе реализации задач, отнесенных к компетенции Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики, она в числе иных задач осуществляет также экспертно-аналитическую, контрольную, информационную и иную деятельность, обеспечивает единую систему контроля за исполнением республиканского бюджета Чувашской Республики, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики и целевых бюджетных фондов.

При этом, осуществляя полномочия по проведению комплексных и тематических проверок по отдельным разделам, подразделам и статьям республиканского бюджета Чувашской Республики, территориальных государственных внебюджетных фондов Чувашской Республики, Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики в ходе проведения проверок на основе документального подтверждения достоверности финансовой отчетности, анализа финансового состояния определяются своевременность и полнота взаимных расчетов проверяемого объекта и республиканского бюджета Чувашской Республики, законность, целесообразность и эффективность расходования полученных из республиканского бюджета Чувашской Республики средств, использования государственной собственности Чувашской Республики, обоснованность получения налоговых и других льгот и преимуществ по платежам в республиканский бюджет Чувашской Республики (часть 2 статьи 17 оспариваемого закона республики).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что редакция оспариваемой нормы не исключает ее множественного толкования, что свидетельствует о ее правовой неопределенности.

Как правильно указал суд в решении, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал позицию о том, что именно нарушения требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона.

Кроме того, часть 2 статьи 17 Закона Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики» позволяет толковать ее таким образом, что орган государственного финансового контроля, которым является контрольно-счетная палата, по сути, наделяется полномочиями по проверке законности нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие налоговые льготы отдельным категориям налогоплательщиков.

Однако, в силу действующего законодательства Контрольно-счетная палата Государственного Совета Чувашской Республики такими полномочиями не наделена, что следует из статьи 1 Закона Чувашской Республики «О Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики», согласно которой, как указывалось выше, она является органом финансового контроля и не наделена полномочиями по установлению соответствующих налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Согласно статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1).

При этом, льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

К правам налоговых органов в силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации отнесено и право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом, а к обязанностям налоговых органов - осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (подпункт 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30 сентября 2004 года, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральной налоговой службе Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

При этом, служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

С учетом изложенного, Контрольно-счетной палате Государственного Совета Чувашской Республики, как органу, созданному для осуществления государственного финансового контроля, не могли быть переданы полномочия по контролю за нормативными актами по вопросу установления налоговых льгот, как и право контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

решение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2008 года оставить без изменения кассационную жалобу Государственного Совета Чувашской Республики - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 31-Г08-6

НК РФ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации
НК РФ Статья 31. Права налоговых органов
НК РФ Статья 32. Обязанности налоговых органов
НК РФ Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам

Производство по делу

Загрузка
Наверх