Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 31-Г09-20

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 9 декабря 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Макаров Геннадий Васильевич
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

Дело №31-Г09-20

09 декабря 2009 года

г. Москва

председательствующего Еременко Т.И.

судей Макарова Г.В. и Борисовой Л.В.

при секретаре Холомеевой О.М.

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению (в окончательной редакции) Титова Петра Иосифовича и Титовой Анфисы Федоровны о признании недействующими и отмене подпункта «а» пункта 1, подпункта «б» пункта 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики № 64 от 17 декабря 2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан» по кассационной жалобе Титовых П.И и А.Ф. на решение Верховного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2009 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В, объяснения представителя Министерства финансов Чувашской Республики - Максимова Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Титов П.И. и Титова А.Ф., являющиеся ветеранами труда, обратились в Верховный Суд Чувашской Республики с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не соответствуют федеральному законодательству, определяющему политику РФ, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь ветеранов труда и их свободное развитие, нарушают их права, предусмотренные ст. 7 Конституции РФ. Оспариваемые положения ухудшают материальное положение заявителей по сравнению с действовавшим до 1 января 2009 г. Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. № 43 «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет, ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики», которым гарантировалось получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) в размере 335 руб. (в том числе 250 руб. стоимость проездного билета и 85 руб. в возмещение услуги по зубопротезированию). Они как ветераны труда имели льготы по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений и оплате 50% коммунальных услуг. Такая льгота в 2008 г. составляла при расчёте ЖКУ 361 руб. на одного ветерана труда, а после оспариваемого закона (замены натуральной льготы) ЕДВ в сумме 710 руб. не компенсирует ранее предусмотренные выплаты на сумму 340 руб. Оспариваемая часть Закона Чувашской Республики противоречит нормам федерального законодательства, не допускающим уменьшения в денежном выражении объема мер социальной поддержки ветеранам труда по сравнению с ранее имевшимися.

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Титовы П.И. и А.Ф. указывают о несогласии с решением суда и просят отменить его, ссылаясь на то, что оно не отражает приведённых ими доводов и представляемых расчётов по суммам льгот в натуральном выражении и в результате монетизации и не соответствует предусмотренному Конституцией РФ принципу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, постоянно и преимущественно проживающих в Чувашской Республике установлены вышеназванным Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. №43 (действующим в редакции законов Чувашской Республики от 10.10.2005 №41; от 20.11.2006 №53; от 09.06.2007 №35; от 25.09.2007 №53; от 08.11.2007 №67; от 17.12.2008 № 64). Частью 1 статьи 3 указанного закона в первоначальной редакции предусматривалось предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки в натуральной форме.

Впоследствии в базовый закон вносились изменения, которыми предусмотренные ст. 3 указанного закона натуральные льготы поэтапно заменялись на ежемесячные денежные выплаты.

Оспариваемым заявителями Законом фактически в отношении ветеранов труда заменены меры социальной поддержки в натуральной форме на оплату 50% жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья на одного человека на денежную компенсацию в форме ЕДВ. При этом ЕДВ ветерану труда с 1 января 2009 г. определена в размере 710 руб. и в указанный размер вошли как установленный пунктом 2 части 4 статьи 3.1. Закона ЧР от 24 ноября 2004 г. № 43 (в редакции Закона ЧР от 8 ноября 2007г. №67) 335 руб., так и замененная на ЕДВ получаемая ветеранами труда до вступления в силу Закона ЧР № 64 от 17 декабря 2008г. льгота на оплату 50% жилищно-коммунальных услуг.

Отказывая заявителям в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что согласно п. «ж» ч.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда. Новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004г.).

Методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, в связи с чем, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.

Статьёй 44 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года внесены изменения и дополнения в статью 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах». Мерами социальной поддержки ветеранов в настоящее время являются: пенсионное обеспечение; выплата пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ); получение и содержание жилых помещений, оплата коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

В соответствии с новой редакцией статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах»).

В силу положений пункта 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.

Из материалов дела следует, что, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах норм потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления в муниципальных образованиях и социальной нормы обшей площади жилья на 1 человека 18 кв.м. в среднем по Чувашской Республике (по многоквартирным жилым домам и индивидуальным жилым домам как в сельских поселениях и городских округах) 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг на I января 2009г. составляет 300 руб. на 1 человека. Указанные критерии были учтены законодателем при принятии оспариваемого нормативного правового акта. Кроме того, ветеранам труда помимо ежемесячной денежной выплаты в сумме 710 руб., предоставляется также в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона ЧР от 24 ноября 2004 г. № 43 денежная компенсация в размере 50 процентов абонентской платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной.

Судом установлено, что совокупный объем финансирования на предоставление мер социальной поддержки для категории «Ветеран труда» в республиканском бюджете Чувашской Республики с 2005г. по 2009г. постоянно увеличивается. Указанные обстоятельства подтверждаются законами Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на 2005-й, 2009 годы и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Суд обоснованно сослался на то, что федеральное законодательство не предусматривает в качестве обязательного критерия при изменении субъектами РФ порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда учет материального положения отдельно взятого ветерана труда, его конкретные расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. В соответствии с действующим законодательством, при превышении расходов допустимой доли граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, заявители вправе пользоваться субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; получение ими ЕДВ как ветеранов труда не является препятствием для реализации права на субсидию.

Исходя из вышеуказанного, правильным является вывод суда о том, что оспариваемые нормы Закона Чувашской Республики приняты в пределах полномочий Государственного Совета Чувашской Республики, предоставленных федеральным законодательством и законами Чувашской Республики и не противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, не могут быть признаны основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Чувашской Республики от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Титовых П.И. и А.Ф. - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 31-Г09-20

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ЖК РФ Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Производство по делу

Загрузка
Наверх