Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 31-Г09-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 29 апреля 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №31-Г09-7

от 29 апреля 2009 года

 

председательствующего Меркулова В.П.,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статьи 1 Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 13 «О государственной поддержке средств массовой информации из республиканского бюджета Чувашской Республики» в части слов «а также средств массовой информации, освещающих социально-значимые темы», абзацев 3 и 4 статьи 2 указанного Закона.

По мнению прокурора, оспариваемые нормы противоречат статье 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», статье 85 Бюджетного кодекса РФ, из смысла которых следует, что государственная поддержка средств массовой информации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности из бюджета субъекта Российской Федерации посредством предоставления субсидий не может оказываться по тем лишь основаниям, что они участвуют в реализации региональных целевых программ, освещении социально-значимых тем.

Решением Верховного суда Чувашской Республики от 9 февраля 2009 года в удовлетворении требований прокурора отказано.

В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене указанного решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении требований прокурора.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

4 июня 2007 года принят Закон Чувашской Республики № 13 «О государственной поддержке средств массовой информации из республиканского бюджета Чувашской Республики».

Названным Законом определяется государственная поддержка средств массовой информации, участвующих в осуществлении государственной политики в области национальной культуры, литературы, искусства, в создании условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Чувашской Республики, а также средств массовой информации, освещающих социально значимые темы, и негосударственных средств массовой информации, безвозмездно предоставляющих национально-культурным автономиям возможность освещения их деятельности (статья 1 Закона).

В силу статьи 2 Закона государственная поддержка из республиканского бюджета Чувашской Республики посредством предоставления субсидий оказывается средствам массовой информации, учредителем которых являются органы государственной власти Чувашской Республики.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики государственная поддержка на основе конкурсного отбора также оказывается средствам массовой информации, участвующим в реализации республиканских целевых программ (абзац 3) и освещающим социально значимые темы (абзац 4).

Порядок предоставления государственной поддержки из республиканского бюджета Чувашской Республики средствам массовой информации в случаях, предусмотренных законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики, утверждается нормативными правовыми актами Кабинета Министров Чувашской Республики (абзац 4).

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2005 года № 276 «О республиканском конкурсе социально значимых

проектов средств массовой информации» предусмотрено, что финансирование социально значимых проектов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики Министерству культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.

По мнению прокурора, статья 1 Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 13 в части слов «а также средств массовой информации, освещающих социально значимые темы» и абзацы 3 и 4 статьи 2 Закона противоречат статье 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» и статье 85 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статье 5 Закона РФ «О средствах массовой информации» издание нормативных правовых актов, касающихся средств массовой информации, является компетенцией федерального законодателя.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов при осуществлении полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3. Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что правовое регулирование в области средств массовой информации находится в ведении Российской Федерации, и пришел к выводу о том, что оспариваемые нормы Закона Чувашской Республики «О государственной поддержке средств массовой информации из республиканского бюджета Чувашской Республики» основаны на положениях ряда нормативных правовых актов Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд не усмотрел оснований для признания их противоречащими федеральному законодательству и недействующими. В обоснование своей позиции суд сослался на Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351, Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года, и Закон Российской Федерации от 5 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод суда является правильным, и не усматривает оснований к отмене решения по следующим основаниям.

Утвержденная Указом Президента Российской Федерации Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагает информационное обеспечение ее реализации, определяет механизмы реализации. Согласно Концепции реализацию демографической политики предполагается осуществлять, в частности, путем включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в

федеральные и региональные программы социально-экономического развития; учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов.

Согласно статье 7 Закона РФ от 5 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать региональные целевые программы сохранения, изучения и развития языков республик и иных языков народов Российской Федерации, в которых предусматриваются содействие изданию литературы на языках народов Российской Федерации, создание условий для распространения через средства массовой информации сообщений и материалов на языках народов Российской Федерации. Средства на финансирование региональных целевых программ сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации предусматриваются законами субъектов Российской Федерации о бюджете на соответствующий год.

Основными направлениями реализации утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации в области сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развития системы культурного и гуманитарного являются поддержка реализации социально значимых проектов в средствах массовой информации; пропаганда культурных и нравственных ценностей российского народа; сохранение культурного наследия России, обеспечение его доступности для граждан.

Выполнение плана мероприятий, утверждаемого в целях реализации настоящей Стратегии, осуществляется в рамках реализации соответствующих программ за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.

Анализ приведенных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что вопросы оказания государственной поддержки средствам массовой информации, участвующим в реализации республиканских целевых программ и освещающим социально значимые темы, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации регулируются действующим федеральным законодательством.

Что касается довода прокурора о неопределенности понятия «социально значимые темы», то он обоснованно не принят во внимание судом как не свидетельствующий о противоречии оспариваемых норм федеральному законодательству.

Кроме того, в Положении о республиканском конкурсе социально значимых проектов средств массовой информации, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2005 года № 276, дано понятие социально значимых проектов средств массовой информации. Согласно пункту 1.3. Положения под социально значимыми проектами средств массовой информации подразумеваются материалы, имеющие общественное значение, в том числе информационно-аналитические, публицистические, познавательно-развлекательные, культурно-

просветительские, образовательные, документальные, научно-популярные,

направленные на формирование здорового образа жизни, толерантного сознания, ценностей семьи, материнства и детства, развитие межнационального общения и творчества народов, проживающих в Чувашской Республике, пропаганду патриотизма, духовности, нравственности.

По доводам кассационного представления прокурора решение суда отмене не подлежит, поскольку в основе его лежат те же доводы, на которых основано требование прокурора и которые являлись предметом исследования суда.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 9 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационное представление участвовавшего в деле прокурора прокуратуры Чувашской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 31-Г09-7

БК РФ Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации

Производство по делу

Загрузка
Наверх