Дело № 32-АПГ13-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 июня 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №32-АПГ13-4

от 19 июня 2013 года

 

председательствующего В.Б. Хаменкова

при секретаре Строилове A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Елгановой [скрыто] о признании противоречащим

федеральному законодательству и недействующим в части постановления Правительства Саратовской области от 9 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года) «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений» по апелляционным жалобам Правительства Саратовской области и Елгановой Т.В. на решение Саратовского областного суда от 5 марта 2013 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения Т.В. Елгановой, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя по доверенности правительства Саратовской области В.Ю. Халезина, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года 382-П «О порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых

граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений», официально опубликованным в издании «Собрание законодательства Саратовской области» № 19, сентябрь-октябрь 2008 года, утверждено Положение о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений.

Елганова Т.В. обратилась в Саратовский областной суд с заявлением об оспаривании названного постановления в части пунктов 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, предусмотревшими предоставление социальной выплаты на строительство и приобретение жилья в хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан уполномоченным органом нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих требований заявительница сослалась на то, что администрацией Петровского района Саратовской области она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по договору социального найма. Полагает, что оспариваемое постановление противоречит ст. 57 Жилищного Кодекса РФ и ограничивает ее право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

В судебном заседании Елганова Т.В. поддержала заявленные суду требования.

Представители Правительства Саратовской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Саратовского областного суда от 5 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены в части признания недействующими со дня вступления в силу решения суда пунктов 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года), в той части, в какой они ограничивают право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 01 января 2005 года и не улучшивших свои жилищные условия до 01 марта 2005 года, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

В апелляционной жалобе Правительство Саратовской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В апелляционной жалобе Елганова Т.В. просит решение суда изменить и признать недействующими со дня принятия п.п. 4 и 9 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 09 октября 2008 года № 382-П (в редакции от 29 октября 2012 года), в той части, в какой они ограничивают право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, принятых на учет по улучшению жилищных условий до 1 января 2005 года и не улучшивших свои жилищные условия до 1 марта 2005 года, на внеочередное получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение порядка предоставления по договорам социального найма, установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям гражданам жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Оспариваемым в настоящем деле пунктом 4 Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от октября 2008 года № 382-П установлено, что формирование списка нуждающихся в

социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений осуществляется отдельно по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальной выплаты был поставлен на жилищный учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом в порядке, установленном Законом Саратовской области от 02 июля 2009 года № 85-ЗСО «О мерах социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и о внесении изменений в Закон Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

Пунктом 9 Положения установлено, что формирование списка граждан - получателей социальных выплат, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета, а также списка граждан -получателей социальных выплат, предоставляемых за счет средств областного бюджета, осуществляется уполномоченным органом из списка граждан, нуждающихся в социальных выплатах на строительство (приобретение) жилых помещений, отдельно по каждому муниципальному образованию и категориям граждан в той же хронологической последовательности, в которой каждый из нуждающихся в получении социальных выплат был поставлен на учет в органах местного самоуправления или признан нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом.

Удовлетворяя заявленные требования, областной суд исходил из того, что в соответствии с федеральным законодательством полномочия по предоставлению мер социальной поддержки для обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и не реализовавших свое право до 1 марта 2005 года, переданы субъектам Российской Федерации.

Установление формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем является правомочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации во исполнение нормативно-правового акта федерального органа исполнительной власти вправе утвердить форму предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в виде социальной выплаты, а также порядок предоставления этой социальной выплаты.

Частью 4.1 статьи 1 Закона Саратовской области от 08 апреля 2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» предусмотрено, что гражданам, указанным в пунктах 1.1,2, 11 части 1 настоящей статьи, меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями могут предоставляться по выбору граждан в форме социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения либо в форме предоставления жилого помещения на

основании договора социального найма из государственного жилищного фонда области. Порядок предоставления социальных выплат устанавливается Правительством области.

Таким образом, областной суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановлением принято исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий.

Между тем, федеральным законодательством предусмотрены категории граждан, нуждающихся в жилье, которым предусмотрен иной порядок предоставления жилья.

Так, ст. 57 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в ст. 51 названного Кодекса перечне. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Как усматривается из материалов дела, дочь заявителя является инвалидом с детства 3 группы по заболеванию, которое входит в указный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, а также в Перечень заболеваний, дающий инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года № 817.

Учитывая изложенное, суд правильно сделал вывод о том, что положение нормативного правового акта Правительства Саратовской области, предусматривающего предоставление социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, исходя из даты и очередности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, противоречит федеральному законодательству, а именно статье 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку ограничивает право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, внесенных в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 года № 378, на внеочередное получение социальной выплаты.

С доводом апелляционной жалобы Елгановой Т.В. о признании оспариваемых норм недействующими со дня их издания судебная коллегия не согласилась, поскольку суд посчитал возможным признать их недействующими со дня вступления решения в законную силу, т.к. они применялись в период их действия.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Саратовской области сводятся к переоценке выводов суда и по существу не

опровергают этих выводов и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Саратовского областного суда от 5 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Правительства Саратовской области и Елгановой Т.В.- без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 32-АПГ13-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке
ЖК РФ Статья 13. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений
ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх