Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 3
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 32-АПГ14-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 марта 2014 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Горохов Борис Александрович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 32-АПГ14-4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 21 марта 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Горохова Б.А., судей Задворнова М.В., Корчашкиной Т.Е. при секретаре Горловой СВ. рассмотрела в судебном заседании 21 марта 2014г. дело по иску Кобзаренко Л В , Никитиной Т Ю , Черняевой С В , Петрунько Н Г , Дунаевой И В , Сулхановой Л В , Кругляковой Е Н , Елфимовой Г П , Латановой Н Н , Назаровой С Г , Клименко Л В , Сидоровой Н Н , Жидких Т Н , Бондарчук Е Д , Кутышовой В С , Байрамгуловой С А , Прытковой Н Г , Алексеевой Л В , Астафьевой Е В , Зининой Е С , Певневой С А к Федеральному государственному казенному учреждению «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, возложении обязанности по выплате задолженности по надбавкам к месячному заработку и ежегодному вознаграждению за выслугу лет, выплачиваемым за стаж непрерывной работы с химическим оружием по апелляционной жалобе Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации на решение Саратовского областного суда от 31 июля 2013г., которым иск удовлетворен частично. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 2 у с т а н о в и л а : истцы Кобзаренко Л.В., Никитина Т.Ю., Черняева СВ., Петрунько Н.Г., Дунаева ИВ., Сулханова Л.В., Круглякова Е.Н., ЕлфимоваГЛ., ЛатановаН.Н., Назарова С.Г., Клименко Л.В., Сидорова Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышова В С , Байрамгулова С.А., Прыткова Н.Г., Алексеева Л.В., Астафьева Е.В., Зинина Е С , Певнева С.А. обратились в суд с исковыми требованиями к Федеральному государственному казенному учреждению «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении права на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в период их работы в филиале № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации с 1 августа 2007г., возложении обязанности по выплате задолженности по надбавкам к месячному заработку и ежегодному вознаграждению за выслугу лет, выплачиваемым за стаж непрерывной работы с химическим оружием, предусмотренным частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», по второй группе работ с 1 августа 2007г. по день вынесения решения. В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что являются сотрудниками филиала № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации, занимают должности медицинских сестер, младших медицинских сестер, сестры-хозяйки, санитарки различных отделений госпиталя, делопроизводителя секретной части административного отделения. Учреждение, в котором они работают, с 14 января 1993 г. именовалось «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации», с 3 марта 2009г. преобразовано в Федеральное государственное учреждение «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации», с 26 февраля 2010г. реорганизовано в филиал № 4 Федерального государственного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского Министерства обороны Российской Федерации», с 19 февраля 2011г.-в филиал № 4 Федерального бюджетного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского Министерства обороны Российской Федерации», с 15 июля 2012г. - в филиал № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации. До июля 2010г. некоторым военнослужащим и лицам гражданского персонала 16 Центрального военного специализированного госпиталя 3 Министерства обороны Российской Федерации, которые были заняты на работах с химическим оружием, относящимся ко второй группе работ с химическим оружием, перечисленным в пункте 6 части 3 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», предоставлялись установленные законодательством социальные гарантии - доплата за работу с химическим оружием. С 1 июля 2010г. выплата социальных гарантий, предусмотренных законодательством за работу с химическим оружием по второй группе работ, прекращена, хотя задачи лечебного учреждения не изменились, военнослужащие и лица гражданского персонала продолжают и в настоящее время принимать участие в работах с химическим оружием. Истцы полагали, что занимаемые ими должности и функциональные обязанности относятся ко второй группе работ с химическим оружием, что дает им право на меры социальной поддержки как гражданам, занятым на работах с химическим оружием, поэтому истцы просят суд восстановить их право на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в период их работы в филиале № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации, и возложить обязанность по выплате задолженности по надбавкам к месячному заработку и ежегодному вознаграждению за выслугу лет, выплачиваемым за стаж непрерывной работы с химическим оружием, предусмотренные частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», по второй группе работ. Кроме того, истцы просили восстановить им срок на обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав по тем основаниям, что установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок ими пропущен по уважительной причине. Истцам не было известно о наличии у них права на ежемесячную надбавку к заработной плате и ежегодное вознаграждение за работу с химическим оружием, поскольку Постановление Правительства РФ от 6 июня 2002г. № 386-2 является секретным и не было опубликовано. Все истцы продолжают работать в организации ответчика, и последний обязан своевременно и в полном объеме выплачивать им заработную плату, нарушение прав истцов, связанное с невыплатой им надбавки за работу с химическим оружием, носит длящийся характер. Истцы неоднократно обращались к руководству филиала № 4 за разъяснением причин невыплаты им причитающихся сумм и были введены в заблуждение ответом руководства о том, что выплаты приостановлены в период преобразования госпиталя из-за отсутствия финансирования, а также о том, что право получения ими данной выплаты в занимаемых должностях руководящими документами не было установлено. Ответчик, третьи лица - Министерство обороны Российской Федерации и Управление начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации иск не признали. 4 Решением Саратовского областного суда от 31 июля 2013г. иск удовлетворен частично. Судом отказано в удовлетворении ходатайств Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой И.В., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Т.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой Е.В., Зининой Е.С., Певневой С.А. о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. Восстановлены права Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой И.В., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Г.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой Е.В., Зининой Е С , Певневой С.А. на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах е химическим оружием, в период работы в филиале № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации с 26 марта 2013г. На Федеральное государственное казенное учреждение «3 Центральный Военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность выплатить Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой И.В., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Г.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой ЕВ., Зининой Е С , Певневой С.А. задолженность по выплате повышенного должностного оклада и надбавки к их месячному заработку за стаж непрерывной работы с химическим оружием, предусмотренной частью 3 статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», по второй группе работ с 26 марта 2013г. по 31 июля 2013г. - день вынесения решения суда. В остальной части требований Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой И.В., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Г.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой ЕВ., Зининой Е С , Певневой С.А. отказано. Определением Саратовского областного суда от 19 декабря 2013г. разъяснено, что абзац 3 резолютивной части решения Саратовского областного суда от 31 июля 2013г. следует понимать в следующей редакции: «Восстановить права Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой ИВ., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Г.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой 5 Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой Е.В., Зининой Е С , Певневой С.А. на меры социальной поддержки гражданам, занятым на работах с химическим оружием, в период работы в филиале № 4 Федерального государственного казенного учреждения «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации с 26 марта 2013г. до момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013г. № 852-36». В апелляционной жалобе Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований Кобзаренко Л.В., Никитиной Т.Ю., Черняевой СВ., Петрунько Н.Г., Дунаевой И.В., Сулхановой Л.В., Кругляковой Е.Н., Елфимовой Г.П., Латановой Н.Н., Назаровой С.Г., Клименко Л.В., Сидоровой Н.Н., Жидких Т.Н., Бондарчук Е.Д., Кутышовой В С , Байрамгуловой С.А., Прытковой Н.Г., Алексеевой Л.В., Астафьевой ЕВ., Зининой Е С , Певневой С.А. в полном объеме. Стороны по делу, извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не явились, в связи с чем, на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не усматривает. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» работы с химическим оружием относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с химическим оружием относится, в том числе, медико-санитарное обеспечение работ по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации объектов по производству химического оружия. Согласно статье 4 указанного Федерального закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. 6 В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» гражданам, занятым на работах с химическим оружием, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет устанавливаются в размерах согласно приложению. В соответствии с приложением к вышеназванному постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 187 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012г. № 60 размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов, относящийся ко второй группе работ с химическим оружием, составляет 1,5. В силу положений статьи 1 Федерального закона от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» установление конкретного списка производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ от 7 ноября 2000г. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002г. № 386-25 утверждены список производств с вредными условиями труда, работа на которых даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, и список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым даёт право военнослужащим и другим гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии. В соответствии с названным постановлением основанием для выплаты установленных льгот и компенсаций в связи с работами с химическим оружием является исполнение обязанностей по занимаемой должности, которая должна соответствовать утверждённому списку профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда в период действия этих списков. Согласно пункту 3 данного постановления гражданам, занятым на работах с химическим оружием, социальные гарантии предоставляются на основании решений Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и торговли Российской Федерации. В списке профессий и должностей, утвержденном указанным постановлением, поименованы, в том числе, должности «медицинская сестра 7 (всех категорий и специальностей)», «младшая медицинская сестра (всех категорий и специальностей)», «сестра-хозяйка», «делопроизводитель» (всех категорий и наименований), «санитарка». Судом установлено, что истцы являются сотрудниками филиала № 4 ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского Минобороны России. Надбавки к месячному заработку за работу с химическим оружием и ежегодное вознаграждение за выслугу лет за непрерывный стаж работы с химическим оружием истцам не начислялись с момента их приема на работу в организацию ответчика. Из материалов дела следует, что учреждение, в котором работают истцы, ранее именовалось «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации» (директива начальника генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 14 января 1993г. № 314/1/00120). Приказом Министерства обороны РФ от 26 февраля 2010г. № 122 указанное учреждение было реорганизовано путем его присоединения к ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Министерства обороны РФ с образованием на его базе филиала № 4 ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России. С 1 июля 2010г. ФГУ «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации» было реорганизовано в филиал № 4 ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации. 15 сентября 2011г. филиал № 4 ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации переименован в филиал № 4 ФБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2012г. № 422-р изменен тип учреждения - госпиталя, которое стало именоваться ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России, а филиал № 4 стал именоваться филиалом № 4 ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России. В списке производств с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на социальные гарантии, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 июня 2002г. № 386-25 (с последующими изменениями), не поименовано ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России или филиал № 4 ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского» Минобороны России. Вместе с тем судом установлено, что в приведенный выше список производств с вредными условиями труда был изначально включен и на период разрешения настоящего спора числился «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации». По мнению суда первой инстанции, как Устав ФГУ «16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны 8 Российской Федерации», так и Положение филиала № 4 ФГКУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Министерства обороны Российской Федерации содержат те же цели, задачи и предмет деятельности данных лечебных учреждений. Также суд пришел к правильному выводу, что после реорганизации условия труда и должностные обязанности истцов остались прежними, что подтверждено письмом начальника ФГУ «3 Центральный военный клинический госпиталь им. А.А. Вишневского Министерства обороны Российской Федерации» от 23 января 2011 года. Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истцы работают в данном учреждении в должностях, включенных в список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2002г. № 386-25 (с последующими изменениями), и при этом 16 Центральный военный специализированный госпиталь Министерства обороны Российской Федерации на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не был исключен из списка производств с вредными условиями труда, утвержденного указанным выше постановлением Правительства РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истцов права на предоставление социальных гарантий, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2000г. № 136-ФЗ. Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации не имеется. Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации о том, что как до, так и после 1 июля 2010г. истцы не осуществляли медико-санитарного обеспечения работ по хранению и уничтожению химического оружия, поскольку эти обстоятельства являлись предметом проверки суда первой инстанции при разрешении настоящего спора и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном решении, оснований не согласиться с которыми Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также не усматривает. При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, утверждения заявителя об обратном не свидетельствуют о незаконности судебного решения. Оснований для признания неправильной правовой оценки доказательств, положенных в основу решения суда первой инстанции, Судебная коллегия не находит, выводы суда подтверждены материалами настоящего дела. С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется. 9 Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации о п р е д е л и л а : решение Саратовского областного суда от 31 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления начальника войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации - без удовлетворения. Председательствующий Судьи

null

Статьи законов по Делу № 32-АПГ14-4

ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх