Дело № 33-АД15-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 сентября 2015 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 33-АД15-1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 25 сентября 2015 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Серова Ю Д , действующего на основании ордера в интересах Алиева М Х , на вступившие в законную силу постановление судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 декабря 2013 г. и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 15 мая 2015 г., вынесенные в отношении Алиева М Х по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 декабря 2013 г. Алиев М.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации с помещением в Центр содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Постановлением заместителя председателя Ленинградского областного суда от 15 мая 2015 г. указанное постановление изменено в части назначенного Алиеву М.Х. дополнительного наказания, административное выдворение за пределы Российской Федерации назначено в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Серов Ю.Д. просит об изменении постановлений, вынесенных в отношении Алиева М.Х. по настоящему делу об административном правонарушении, путем исключения указания на назначение ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 207-ФЗ) установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г.

№ 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23 декабря 2013 г. в 10:00 установлен иностранный гражданин Алиев М.Х., который прибыл на территорию Российской Федерации 28 июня 2008 г. через КПП «Пулково» и по истечении установленного срока временного пребывания (26 сентября 2008 г.) в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ уклонялся от выезда с территории Российской Федерации, нарушив тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации. Правонарушение совершено в Ленинградской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), сообщением ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Волосовском районе (л.д. 3), сведениями ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» (л.д. 4), рапортом (л.д. 5), протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение (л.д. 6), протоколом об административном задержании (л.д. 7), справкой об установлении личности (л.д. 12) и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия Алиева М.Х. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Личность Алиева М.Х. установлена должностными лицами ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Волосовском районе доступными способами. С момента задержания Алиев М.Х. последовательно указывал свои данные о личности и в ходе последующего производства по делу их подтверждал, в том числе, заявляя, что является уроженцем и гражданином Республики Узбекистан.

Основания полагать, что личность лица, привлеченного к административной ответственности, не установлена, отсутствуют.

Довод защитника о невозможности исполнения постановления в части административного выдворения за пределы Российской Федерации законным путем ввиду отсутствия у Алиева М.Х. документов, удостоверяющих личность, не может повлечь отмену или изменение состоявшихся по делу судебных актов.

Согласно сообщению консульского отдела Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации по данным компетентных органов Республики Узбекистан гражданин Алиев М Х , года рождения, по имеющимся базам не проходит (л.д. 28).

Однако то обстоятельство, что не подтверждена принадлежность Алиева М.Х. к гражданству Республики Узбекистан или иного государства, а также не представилась возможность документировать Алиева М.Х. свидетельством на возвращение в Республику Узбекистан, не является основанием для изменения вынесенных по настоящему делу постановлений в части назначенного дополнительного наказания.

Ввиду того, что наличие указанных обстоятельств препятствует исполнению принудительного административного выдворения иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и влечет его бессрочное содержание в Центре содержания иностранных граждан, заместителем председателя Ленинградского областного суда постановлением от 15 мая 2015 г. изменена форма назначенного Алиеву М.Х. дополнительного наказания с принудительного выдворения на контролируемый самостоятельный выезд из Российской Федерации.

Вместе с тем отсутствие данных о принадлежности Алиева М.Х. к гражданству Республики Узбекистан или иного государства не влечет исключение назначенного ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении Алиеву М.Х. административного наказания судьей районного суда требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Алиев М.Х. длительное время (более пяти лет) пребывает на территории Российской Федерации, уклоняясь от выезда по истечении определенного срока пребывания (проживания), в настоящее время не имеет документов, удостоверяющих его личность. В указанный период мер к документированию и к тому, чтобы узаконить свое нахождение на территории Российской Федерации, Алиев М.Х. не предпринимал и намерений таких не имел.

Назначение Алиеву М.Х. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также соответствует предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.

Постановление о привлечении Алиева М.Х. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Волосовского районного суда Ленинградской области от 23 декабря 2013 г. и постановление заместителя председателя Ленинградского областного суда от 15 мая 2015 г., вынесенные в отношении Алиева М.Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Алиева М.Х. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 33-АД15-1

КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 3.1. Цели административного наказания
КоАП РФ Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания
КоАП РФ Статья 4.5. Давность привлечения к административной ответственности
КоАП РФ Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
КоАП РФ Статья 26.11. Оценка доказательств

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх