Типовые договорыТиповые договоры



Активные юристыАктивные юристы

Телефон: +7 905 942-69-48
Телефон: 9060684949
не в сети
Фото юриста
Лакоткина Юлия Анатольевна
г. Ужур Красноярский край ( СИБИРЬ)
ответов за неделю: 11
Телефон: 8 923 308 00 82


Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 33-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 марта 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №33-АПГ12-1

от 28 марта 2012 года

 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

при секретаре Завражнове М.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании недействующим (в части) Областного закона Ленинградской области от 14 августа 2006 г. № 91-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» по апелляционным жалобам Законодательного собрания Ленинградской области и совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2011 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л. В., объяснения представителя совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Антонович В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей местной администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области Кваша Ю.Н. и Тимофеева Ю.А., возражавших против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

местная администрация муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области обратилась в суд с заявлением о признании недействующим п. 2 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 14 августа 2006 г. № 91-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» и п. 10 приложения 2 к названному акту, сославшись на то, что оспариваемые нормы противоречат п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым в собственности поселения могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для облуживания таких автомобильных дорог, для решения вопросов местного значения по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования в границах населённых пунктов поселения. Автомобильная дорога, указанная в п. 10 приложения 2 к закону области, в границах населённых пунктов поселения не находится, а потому не могла быть передана в собственность этого поселения. Передача данного объекта недвижимости, не предназначенного для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, осуществления соответствующих полномочий, в собственность поселения нарушает права органа местного самоуправления муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области и возлагает на него дополнительные обязанности по содержанию и ремонту спорного имущества.

Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Законодательное собрание Ленинградской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В апелляционной жалобе совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области поставлен вопрос об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу по тем основаниям, что оспариваемый акт не является нормативным правовым актом и не может быть обжалован в порядке гл. 24 ГПК РФ, по существу, имеется спор о праве на имущество, подлежащий рассмотрению и разрешению по правилам искового производства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда

Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Установлено, что 14 августа 2006 г. принят Областной закон Ленинградской области № 91-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» (далее - Областной закон Ленинградской области от 14 августа 2006 г. № 91-оз), опубликованный в печатном издании «Вестник правительства Ленинградской области» 27 сентября 2006 г., №60.

Пунктом 2 ст. 1 этого акта утверждён согласованный перечень объектов недвижимого имущества, передаваемых от муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее -Тосненский район) в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее - Тельмановское сельское поселение), согласно приложению 2 к данному областному закону.

В п. 10 вышеназванного перечня в качестве такого объекта указана дорога протяжённостью 4 км, расположенная в Тосненском районе Ленинградской области от пос. Тельмана к дороге на г. Никольское.

Суд, признавая недействующим оспариваемые положения регионального акта, исходил из вывода о том, что они противоречат федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.

Этот вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и на материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ) и иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьями 83, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен переходный период до 1 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.

Частью 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 этого же Федерального закона.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ видами имущества.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 50 названного Федерального закона в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ установлено, что к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Границы муниципального образования Тельмановское сельское поселение установлены Областным законом Ленинградской области от 22 декабря 2004 г. № 11 б-оз «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Тосненский муниципальный район и муниципальных образований в его составе».

Судом установлено, что объект недвижимого имущества - дорога протяжённостью 4 км, расположенная в Тосненском районе Ленинградской области от пос. Тельмана к дороге на г. Никольское, находится за пределами границ Тельмановского сельского поселения в Тосненском районе Ленинградской области.

Поскольку включение дороги в перечень муниципального имущества названного сельского поселения могло быть произведено лишь в случае её нахождения в границах указанного поселения, передача в собственность муниципального образования объекта недвижимости, не находящегося на территории этого муниципального образования и не предназначенного для обеспечения деятельности органа местного самоуправления, осуществления соответствующих полномочий, нарушает права Тельмановского сельского поселения и возлагает на него дополнительные обязанности по содержанию спорного имущества.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в жалобах Законодательного собрания Ленинградской

области и совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ленинградского областного суда от 27 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного собрания Ленинградской области и совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 33-АПГ12-1

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх