Типовые договорыТиповые договоры





Дело № 33-Г09-11

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 19 августа 2009 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Борисова Любовь Владимировна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №33-Г09-11

от 19 августа 2009 года

 

председательствующего Борисовой JT.B.

при секретаре Царевой Н.В. рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ЗАО «Новая жизнь» на решение Ленинградского областного суда от 20 мая 2009 года, которым оставлено без удовлетворения заявление ЗАО «Новая жизнь» о признании недействующр w (в части) постановления правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 года № 355 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей ЗАО «Новая жизнь» - Шулико Т.А., Данильченко М.А., Матусевича Я.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

29 декабря 2007 года правительством Ленинградской области принято постановление № 355 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области», опубликованное в официальном издании Ленинградской области -«Вестник Правительства Ленинградской области» № 96 от 29.12.2007 г.

Пунктом 1 постановления утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области по состоянию на 1 января 2006 года согласно

приложению 1. Пунктом 2 постановления утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области по состоянию на 1 января 2006 года согласно приложению 2.

ЗАО «Новая жизнь» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного постановления в части строки 11 раздела «Кингисеппский муниципальный район» Приложения 2 «Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области», сославшись на то, что оно противоречит Методическим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.07.2005 г. № 145, не учитывает положения статей 77, 79 Земельного кодекса РФ и нарушает права заявителя. ЗАО «Новая жизнь» является пользователем земельного участка с кадастровым номером 47:20:00-00-000:0030, площадью 44 882 876 кв.м (целевое назначение - земли сельскохозяйственного назначения). При проведении кадастровой оценки земельный участок необоснованно был отнесен к 1 группе земель без деления на соответствующие группы и соответственно без проведения расчета кадастровой стоимости по каждой группе земель, входящих в состав земельного участка. В результате кадастровая стоимость участка выросла с 18 244 889 руб. до 232 493 298 руб. и, соответственно, возросли налоговые обязательства.

Решением Ленинградского областного суда от 20 мая 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе ЗАО «Новая жизнь» просит об отмене решения, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, и принятии нового решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из вывода о том, что не имеется предусмотренных законом оснований для признания недействующим постановления правительства Ленинградской области № 355 от 29 декабря 2007 года «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области».

Вывод суда мотивирован тем, что при принятии оспариваемого акта исполнительным органом Ленинградской области не допущено нарушений федерального законодательства, в том числе тех, на которые имеются ссылки в вышеуказанном заявлении.

Данный вывод основан на анализе действующего законодательства, материалах дела и является правильным.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно части 2 статьи 66 того же Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода (пункт 7). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой оценки земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития РФ от 4 июля 2005 года № 145 утверждены Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения (далее - Методические рекомендации), которыми предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по шести группам земель, выделяемым по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода в сельскохозяйственном производстве; в том числе к I группе относятся сельскохозяйственные угодья (пункт 1.2). Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель и определение кадастровой стоимости земельных участков, занятых сельскохозяйственными угодьями в целях реализации положений статьи 79 Земельного кодекса РФ (пункт 1.3). Разделом 2 названных Методических

рекомендаций предусмотрен порядок определения удельных показателей кадастровой стоимости земель, отнесенных к первой группе. Определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий производится в границах административных районов и землевладений (землепользовании). В случае наличия природно-экономической зональности территории субъекта РФ базовые оценочные показатели по продуктивности сельскохозяйственных угодий и затратам на их использование, рассчитанные в среднем по субъекту РФ (первый этап), дифференцируются по земельно-оценочным районам (пункт 2.2). Данным подразделом предусмотрено, что определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользовании) осуществляется на основе: данных почвенных обследований, материалов IV тура и внутрихозяйственной оценки земель (материалы бонитировки почв и характеристики технологических свойств земельных участков); показателей оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (по выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ (первый этап) и земельно-оценочных районов. В пункте 2.2 Методических рекомендаций также отражено, что государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится в границах землевладений (землепользовании), по которым проводился IV тур оценки земель. Земельно-оценочная информация обобщается по административным районам, земельно-оценочным территориям и субъекту РФ. Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользовании) определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га сельскохозяйственных угодий в границах сельскохозяйственных угодий в границах административных районов, землевладений (землепользовании) на срок капитализации, равный 33 годам. Определение кадастровой стоимости земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к группе, соответствующей функциональному назначению земельного участка, на площадь земельного участка (пункты 2.2.7 и 8 указанных Методических рекомендаций).

Судом установлено, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области проведено в рамках действующих процедур, в соответствии с которыми не допускается отнесение земельного участка к нескольким группам. Исходя из функционального назначения земельного участка ЗАО «Новая жизнь» (для ведения сельскохозяйственного производства), названный участок был отнесен к первой группе - сельхозугодия. Пересмотр кадастровой стоимости участка возможен после внесения изменений в правоустанавливающие

документы на земельный участок в части разрешенного использования или при разделении участка на несколько самостоятельных участков с изменением вида разрешенного использования при условии проведения межевания и оформления кадастровых планов на каждый из выделенных участков.

Суд проверил и признал несостоятельными доводы заявителя о том, что кадастровая оценка земельного участка, в состав которого входят не только пашня, сенокосы, пастбища, но и леса, земли под дорогами, под постройками и иные земли, должна определяться по нескольким группам. Суд правильно указал, что перечисленные земли входят в единое землепользование, в единый земельный участок, входящий в категорию земель сельскохозяйственного назначения и имеющий единый вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, что закреплено в кадастровом плане названного участка. Предусмотренных законом оснований для кадастровой оценки участка по пяти разным группам не имеется.

При таких данных вывод суда о непротиворечии оспариваемого акта федеральным нормам является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.

Кассационная жалоба ЗАО «Новая жизнь» не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законодательством в качестве оснований для отмены решения суда в кассационном порядке.

В силу и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Ленинградского областного суда от 20 мая 2009 года оставить

Статьи законов по Делу № 33-Г09-11

ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ЗК РФ Статья 65. Платность использования земли
ЗК РФ Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Производство по делу

Загрузка
Наверх