Дело № 34-Г10-15

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 1 декабря 2010 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Анишина Вера Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №34-Г10-15

от 1 декабря 2010 года

 

председательствующего - Пирожкова В.Н. судей - Анишиной В.И. и Ксенофонтовой O.A.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

3 марта 2010 года правительством Мурманской области было принято постановление №93-ГШ «О государственной поддержке из областного бюджета сельскохозяйственных товаропроизводителей Мурманской области в 2010 - 2012 годах», пунктом 1 которого утверждены Правила выплаты из областного бюджета субсидии на

продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2010 - 2012 годах (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил государственная поддержка в виде субсидии на продукцию животноводства выплачивается сельскохозяйственным товаропроизводителям, определяемым Законом Мурманской области от 20 апреля 2009 года № 1082-01-ЗМО "О развитии сельского хозяйства Мурманской области", в пределах средств и в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и в пределах лимитов, утвержденных в установленном порядке Министерством финансов Мурманской области на текущий финансовый год.

Постановлением правительства Мурманской области от 5 августа 2010 года № 345-ПП, опубликованным в издании "Мурманский Вестник", № 141, от 6 августа 2010 года, с. 2, в постановление правительства Мурманской области от 3 марта 2010 № 93-ПП внесены изменения, пункт 1 Правил изложен в новой редакции:

государственная поддержка в виде субсидии на продукцию животноводства выплачивается сельскохозяйственным

товаропроизводителям, определяемым Законом Мурманской области от 20 апреля 2009 года № 1082-01-ЗМО "О развитии сельского хозяйства Мурманской области", удовлетворяющим одному из следующих критериев:

сельскохозяйственный товаропроизводитель является микропредприятием (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в соответствии с условиями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2008 года № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";

- выручка от реализации продукции животноводства за 2009 год составила менее 200 млн. рублей;

- доля занятых в сельском хозяйстве среди работающего трудоспособного населения, проживающего в населенном пункте по месту нахождения организации, составляет 25 % и более.

Средства областного бюджета предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и в пределах лимитов, утвержденных в установленном порядке Министерством финансов Мурманской области на текущий финансовый год.

ОАО Агрофирма «Индустрия» (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления правительства Мурманской области от 5 августа 2010 года № 345-ПП в части утверждения в новой редакции пункта 1 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2010 - 2012 годах, ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, положениям статей 5, 6 Федерального закона от

29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», статей 1 и 15 Федерального закона 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В обоснование заявленных требований общество указало, что принятие оспариваемого акта нарушает принцип обеспечения всех сельхозпроизводителей области равными условиями конкуренции, создает им препятствия для получения государственной поддержки, ведет к снижению доходности экономической деятельности отдельных сельскохозяйственных производителей Мурманской области. По мнению заявителя, действующее законодательство предусматривает государственную поддержку всем организациям, являющимся производителями сельскохозяйственной продукции для обеспечения их равными условиями конкуренции на рынке вне зависимости от формы собственности и от размера выручки.

Решением Мурманского областного суда от 14 сентября 2010 года в удовлетворении заявления ОАО Агрофирма «Индустрия» отказано.

ОАО Агрофирма «Индустрия» в кассационной жалобе просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.

Статьями 71, 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между

федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 3 указанного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство

сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (пункт 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение

которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.

Правовые основы реализации региональной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства Мурманской области как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения Мурманской области сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей и содействия устойчивому развитию сельских территорий Мурманской области установлены Законом Мурманской области от 20 апреля 2009 года № 1082-01-ЗМО «О развитии сельского хозяйства Мурманской области».

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 5 Закона Мурманской области от 20 апреля 2009 года № 1082-01-ЗМО государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства Мурманской области осуществляется путем предоставления, в том числе субсидий из областного бюджета на продукцию животноводства.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий правительством Мурманской области утверждены Правила выплаты из областного бюджета субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2010 - 2012 годах, положения которых оспариваются ОАО Агрофирма «Индустрия».

Из анализа оспариваемых заявителем Правил следует, что предметом их правового регулирования являются отношения по использованию средств областного бюджета, направляемых на выплату субсидии на продукцию животноводства, для целей государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Мурманской области.

Пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений),

индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с подпунктом 17 статьи 6 Закона Мурманской области от 11 декабря 2007 года №919-01-ЗМО «О бюджетном процессе в Мурманской области» правительство Мурманской области утверждает категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок их предоставления, а также утверждает порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Правовой анализ как федерального законодательства, так и законодательства Мурманской области позволяет сделать вывод о том, что к компетенции Мурманской области отнесены полномочия по осуществлению регулирования вопросов предоставления субсидий из бюджета субъекта в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета и определению, в том числе, перечня мероприятий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории области в соответствии с правовыми принципами бюджетного регулирования и отраслевого регулирования в сфере определения основных направлений развития сельского хозяйства в Российской Федерации. Таковыми в настоящее время в Российской Федерации провозглашены в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, под которым понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

Определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения обозначенных целей развития сельского хозяйства Мурманской области отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта. В своем заявлении ОАО Агрофирма «Индустрия» фактически ставит вопрос о том, что ранее принятое регулирование было более эффективным и в большей мере способствовало достижению целей устойчивого развития сельского хозяйства в Мурманской области и его действие в первоначальной редакции было бы более целесообразным, что не относится к компетенции судов, а является прерогативой органа государственной власти, принимающего нормативный акт, направленный на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по

достижению устойчивости экономической деятельности, получении прибыли, развитии производства.

Рассматривая заявление, суд исходил из того, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания недействующим постановления правительства Мурманской области от 5 августа 2010 года № 345-ГТП в части утверждения новой редакции пункта 1 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2010 - 2012 годах, поскольку установил, что оспариваемый акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявления ОАО Агрофирма «Индустрия» отказал.

При этом, суд пришел к выводу о том, что Мурманская область как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять расходы по осуществлению своих полномочий в зависимости и в пределах доходной части областного бюджета, а также определять меры по реализации полномочий, направленных на поддержку сельскохозяйственного производства на территории области в соответствии с федеральным законодательством об основах развития сельского хозяйства.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия не находит.

Ссылки заявителя на то, что принятием оспариваемого акта общество лишено права на получение субсидии на основании договора от 9 марта 2010 года, заключенного в том числе на основании постановления правительства Мурманской области от 3 марта 2010 года №93-ПП между Комитетом сельского хозяйства Мурманской области и ОАО Агрофирма «Индустрия», не могут служить основанием для признания оспариваемой нормы недействующей.

Пунктом 3 постановления правительства Мурманской области от 5 августа 2010 года № 345-ГШ установлено, что указанное постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 августа 2010 года, следовательно, оно не может применяться к правоотношениям, возникшим между обществом и Комитетом сельского хозяйства Мурманской области на основании договора от 9 марта 2010 года.

Заявитель не лишен возможности защиты своих прав в установленном порядке в случае неисполнения сторонами обязательств по договору от 9 марта 2010 года.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Мурманс оставить без изменен «Индустрия» - без удовл

Председательствующи

о областного суда от 14 сентября 2010 года кассационную жалобу ОАО Агрофирма

Судьи

Статьи законов по Делу № 34-Г10-15

Статья 73. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного
Статья 76. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу
ГПК РФ Статья 366. (Утратила силу)
БК РФ Статья 65. Формирование расходов бюджетов
БК РФ Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам
ГПК РФ Статья 360. (Утратила силу)

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх