Дело № 35-АПГ12-4

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 ноября 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №35-АПГ12-4

от 21 ноября 2012 года

 

судей Т.И. Ерёменко и В.Ию Анишиной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Жигарева [скрыто] о признании противоречащими

федеральному законодательству и недействующими подпунктов «б» и «г» пункта 7 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области» по апелляционным жалобам Жигарева В.Е., Правительства Тверской области, Законодательного Собрания Тверской области на решение Тверского областного суда от 10 августа 2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Законодательного собрания Тверской области Н.Д. Качуриной, Правительства Тверской области СЮ. Задумовой, П.Е. Смялковского, С.Г. Михайлова, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы заявителя и поддержавших доводы апелляционных жалоб Законодательного собрания и Правительства Тверской области об исключении из мотивировочной части решения, объяснения представителя ЦИК РФ Д.Ю. Воронина, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Законодательным Собранием Тверской области 25 марта 2003 года принят Избирательный Кодекс Тверской области, который 7 апреля 2003

года подписан Губернатором Тверской области и официально опубликован в издании «Тверские ведомости» № 29 от 11 -17 апреля 2003 года.

Законом Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области», который принят Законодательным Собранием Тверской области 28 мая 2012 года, подписан Губернатором Тверской области 28 мая 2012 года и официально опубликован в газете «Тверские ведомости» от 29 мая 2012 года № 22 в Избирательный Кодекс Тверской области внесены изменения.

Жигарев В.Е. обратился в Тверской областной суд с заявлением об оспаривании подпунктов «б» и «г» пункта 7 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области», ссылаясь на то, что оспариваемые нормы приняты в нарушение требований части 3 ст. 23 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 1 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», поскольку нарушают компетенцию муниципальных районов и городских округов, в которых численность депутатов представительного органов составляет 20 и более депутатов, на самостоятельное определение вида избирательной системы.

В судебном заседании Жигарев В.Е. поддержал заявленные требования.

Законодательное Собрание Тверской области, Губернатор Тверской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Тверского областного суда от 10 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Жигарев В.Е. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

В апелляционных жалобах Правительство Тверской области и Законодательное Собрание Тверской области просят решение суда изменить и исключить из мотивировочной части решения выводы суда об установлении п. 3 ст. 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области в редакции закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный Кодекс Тверской области» избирательных систем и правового регулирования порядка проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Тверской области с численностью менее 20 депутатов.

Изучив доводы апелляционных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

В соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное законодательство. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не должны противоречить положениям федерального законодательства.

Согласно ст. 23 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Пункт 3 статьи 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области изложен в следующей редакции: выборы депутатов представительных органов муниципальных районов, городских округов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной (мажоритарно - пропорциональной) или пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

При численности представительного органа муниципального района, городского округа 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Оспариваемыми в настоящем деле положениями пункта 7 статьи 1 и статьи 2 Закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Тверской области» редакция п. 3 ст. 101.1 изменена: выборы депутатов представительных органов муниципальных районов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной (мажоритарно - пропорциональной) избирательной системы с закрытыми списками или пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов.

Выборы депутатов представительных органов городских округов проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, смешанной (мажоритарно

пропорциональной) избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, смешанной (мажоритарно - пропорциональной) избирательной системы с открытыми списками кандидатов.

При численности представительного органа муниципального района, городского округа 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов.

Оспариваемой статьей 2 установлено, что настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый закон принят представительным органом государственной власти субъекта РФ в пределах его полномочий, противоречий нормам федерального законодательства не установлено.

Также судом сделан правильный вывод о правомерности вступления в силу оспариваемого закона по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, что согласуется с требованиями ст. 8 Федерального Закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ст. 11 Федерального Закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Между тем, анализируя оспариваемые заявителем положения п. 3 ст. 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области (в редакции закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный Кодекс Тверской области») суд сделал вывод о том, что указанные нормы устанавливают избирательные системы, применяемые на выборах депутатов представительных органов и правовое регулирование порядка проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Тверской области с численностью менее 20 депутатов.

С таким выводом Судебная коллегия не находит возможным согласиться, поскольку такое изложение нормы противоречит самому п.З ст. 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области, в которой эта норма изложена следующим образом: «При численности представительного органа муниципального района, городского округа 20 и более депутатов не менее половины депутатских мандатов распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов».

Кроме того, анализ оспариваемых положений позволяет сделать вывод о том, что данная норма определяет условия применения видов

избирательных систем, уже установленных законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области).

В силу ст. 23 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Таким образом, оспариваемая заявителем норма принята субъектом РФ в пределах предоставленных ему полномочий и с учетом требований федерального законодательства.

Доводы жалобы Жигарева В.Е. основаны на неправильном толковании норм права и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Изменить мотивировочную часть решения Тверской областного суда от 10 августа 2012 года в части выводов суда об установлении п. 3 ст. 101.1 Избирательного Кодекса Тверской области в редакции закона Тверской области от 28 мая 2012 года № 34-30 «О внесении изменений в Избирательный Кодекс Тверской области» избирательных систем и правового регулирования порядка проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Тверской области с численностью менее 20 депутатов.

В остальной части решение Тверского областного суда от 10 августа 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Жигарева В.Е. оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Статьи законов по Делу № 35-АПГ12-4

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Загрузка
Наверх