Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 35-АПГ15-29

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 24 июня 2015 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Категория Гражданские дела
Докладчик Абакумова Ирина Даниловна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 35-АПГ15-29

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Москва 24 июня 2015 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующегоАлександрова В.Н.,
судейАбакумовой И.Д. и Никифорова СБ.
при секретареГришечкине П.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества «Пансионат с лечением «Лисицкий бор» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 21 января 2015 г., которым заявление закрытого акционерного общества «Пансионат с лечением «Лисицкий бор» удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И. Д., объяснения представителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и Управления Росреестра по Тверской области Бородулиной Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ЗАО «Пансионат с лечением «Лисицкий бор» Бускиной Н.М., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

закрытое акционерное общество «Пансионат с лечением «Лисицкий бор» обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2009 г., в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:10:0000018:527 общей площадью 271 672 кв.м, расположенного по адресу: Тверская область, Калининский район, Каблуковское сельское поселение, в районе дер. Лисицы, в размере, равном его рыночной стоимости - 47 291 000 руб.

К участию в деле привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тверской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тверской области), Правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

Решением Тверского областного суда от 21 января 2015 г. заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области просит отменить судебный акт, как постановленный с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объёме.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, своевременно и надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что Управление Росреестра по Тверской области является надлежащим заинтересованным лицом по делу.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что вывод суда является обоснованным, а приведённые в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой ПИ Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учётом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заинтересованным лицом по этим делам выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

Вместе с тем в зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделённые полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г.

№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ), пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г.

№ 457 (далее - Положение) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 221-ФЗ приказом Росреестра от 11 марта 2010 г. № П/93 (далее - приказ № П/93) делегированы федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с 1 июля 2010 г. и с 15 сентября 2010 г.

соответственно.

Согласно пункту 7.1.22 Положения об Управлении Росреестра по Тверской области, утверждённого приказом Росреестра от 19 апреля 2010 г.

№ П7159, к полномочиям Управления относится контроль за осуществлением филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области делегированных ему полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости и по проведению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества.

Кроме того, в соответствии со статьёй 24 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учёта, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.

Законом об оценочной деятельности, действующим процессуальным законодательством не предусмотрено обязательное участие в деле о пересмотре кадастровой стоимости органа местного самоуправления.

С учётом указанных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле, и сделал обоснованный вывод о необходимости участия в деле Управления Росреестра по Тверской области в качестве заинтересованного лица.

Также суд первой инстанции установил, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Тверской области утверждены постановлением Правительства Тверской области от 18 декабря 2012 г.

№ 780-пп.

Кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего на праве собственности заявителю, определена в размере 75 337 362,32 руб., что отражено в справках о кадастровой стоимости земельного участка от 1 и 31 декабря 2014 г., кадастровой выписке о земельном участке от 20 мая 2009 г.

Рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2009 г. согласно отчёту об определении рыночной стоимости земельного участка от 12 декабря 2014 г. № 169, составленному независимым оценщиком Бюро оценки «Морозова & Партнеры», и составляет 47 291000 руб.

Экспертным советом Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» подготовлено экспертное заключение № 103/2014/Тверь о соответствии указанного выше отчёта оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и требованиям стандартов и правил оценочной деятельности.

Доказательств того, что рыночная стоимость данных объектов недвижимости являлась иной, чем отражено в отчёте оценщика и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется. Участвующие в деле лица о назначении и проведении судебной оценочной экспертизы не просили. В связи с этим суд обоснованно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права и нормы процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

Доводы Управления Росреестра по Тверской области, приведённые им в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции и по мотивам, приведённым в решении, отвергнуты, как несостоятельные.

Оснований для иной правовой оценки и отмены судебного постановления Судебная коллегия не имеет.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Тверского областного суда от 21 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 35-АПГ15-29

ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством
ГПК РФ Статья 327. Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции

Производство по делу

Загрузка
Наверх