Дело № 35-Г08-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 28 мая 2008 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

верховный суд российской федерации

Дело №35-Г08-7

28 мая 2008 года

г.Москва

председательствующего        Т.И. Ерёменко

судей                                     Г.В. Макарова и В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлениям прокурора Тверской области и Бирюкова Вячеслава Михайловича о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Тверской области от 14 января 2008 года № 7-30 «О внесении изменений в Закон Тверской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны» по кассационному представлению прокурора Тверской области и кассационной жалобе Бирюкова В.М. на решение Тверского областного суда от 11 марта 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

 

установила:

Законодательным Собранием Тверской области 23.12.2004 года принят Закон Тверской области № 84-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны».

Решением Тверского областного суда от 1 декабря 2006 года признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 1 закона Тверской области от 29 декабря 2004 года № 84-30 в части отсутствия правового регулирования по установлению размера, условий и порядка возмещения ранее предоставлявшихся ветеранам труда льгот по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

Законом Тверской области от 14.01.2008 г. № 7-30 «О внесении изменений в Закон Тверской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны», опубликованный в газете «Тверские ведомости» 18-24 января 2008 года, в названный Закон внесены изменения. Пункт 1 ст.1 Закона изложен в новой редакции: «ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей, включая возмещение ранее предоставлявшихся ветеранам труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг».

Прокурор Тверской области и Бирюков В.М., являющийся ветераном труда, обратились в Тверской областной суд с заявлением о признании п. 1 ст. 1 Закона № 7-30 «О внесении изменений в Закон Тверской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны» противоречащим федеральному законодательству и недействующим, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что предоставление Законом Тверской области от 14 января 2008 года № 7-30 меры социальной поддержки для ветеранов труда ежемесячной денежной доплате в размере 300 рублей, которая включает возмещение ранее предоставлявшихся ветеранам труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, противоречит Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменении в вещательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Между тем, предоставленная ежемесячная выплата в размере 300 рублей, с включением в нее возмещения ранее предоставлявшихся ветеранам труда льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не соответствует тем льготам, которые имели ветераны труда по занимаемой жилой площади и жилищно-коммунальных услуг, абонентской платы за телефон, в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О ветеранах».

Определением от 26 февраля 2008 года гражданские дела объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Тверской области и Бирюков В.М. поддержали заявленные суду требования.

Законодательное Собрание Тверской области, Губернатор Тверской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Тверского областного суда от 11 марта 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационном представлении прокурор Тверской области и в кассационной жалобе Бирюков В.М. просят указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 3 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций, Федеральный Закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не содержит.

И именно с этой целью Федеральным Законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года были внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации т.ч. в ФЗ «О ветеранах», а некоторые законодательные акты Российской Федерации признаны утратившими силу.

Между тем, в силу положений Федерального Закона от 2.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки, в том числе ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже размеров по состоянию на 31 декабря 2004 года, в при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющейся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Судом установлено, что согласно представленным Департаментом социальной защиты населения Тверской области данным совокупный объем финансирования для категории «Ветеран труда» по сравнению с 2004 года увеличен и продолжает увеличиваться. Так, в 2004 году объем бюджетных назначений на категорию «Ветеран труда» составил 272.076,2 тысяч рублей, в 2005 году только на ежемесячную денежную выплату категории «Ветеран труда» выделено 502 712,1 тысяч рублей; в 2006 году - 531.326,0 тысяч рублей; в 2007 году - 582.646,8 тысяч рублей.

Кроме того, ветераны труда имеют право на проезд по единому социальному проездному билету, проезд с 50% скидкой на железнодорожном транспорте, проезд с 50% скидкой на водном транспорте, получение жилищных субсидий для ветеранов труда, у которых максимально допустимая доля расходов составляет 15% от уровня доходов.

На категорию «Ветеран труда» из областного бюджета выделено в общей сложности в 2007 году 834.133,8 тысяч рублей. При этом ежемесячные денежные выплаты ежегодно индексируются и ветеран труда в г. Твери, у которого среднемесячный доход равен размеру прожиточного минимума для пенсионеров в Тверской области, получит: единовременную денежную выплату 350 рублей; жилищную субсидию - около 987 рублей, что в совокупности составляет 1.337 рублей.

С учетом изложенного суд правильно сделал вывод о том, что отраженные в приведенных сведениях размеры совокупного объема финансирования последовательно ежегодно возрастают, поэтому оснований для признания оспариваемой в настоящем деле нормы противоречащей федеральному законодательству не имеется.

Довод в кассационном представлении о том, что постановленное по делу решение противоречит решению суда, принятому Тверским областным судом 1 декабря 2007 года и вступившему в законную силу нельзя признать состоятельным.

Как видно из материалов дела, в настоящем судебном процессе рассматривался закон в редакции от 14 января 2008 года.

Остальные доводы представления также были предметом рассмотрения суда 1 инстанции и не опровергают выводов суда.

Необоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, подтверждающих законность решения суда, которые судебная коллегия считает правильными, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении аналогичных мотивов, которым дана оценка.

Нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

Решение Тверского областного суда от 11 марта 2008 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу Бирюкова В.М. и кассационное представление прокурора Тверской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 35-Г08-7

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх