Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Дело № 35-Г11-23

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 13 июля 2011 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, кассация
Категория Административные дела
Докладчик Ерёменко Татьяна Ивановна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №35-Г11-23

от 13 июля 2011 года

 

председательствующего Т.И. Ерёменко

при секретаре

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Тверской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 2 Постановления администрации Тверской области от 16 января 2008 года № 2-па «Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений» (с изменениями от 29 ноября 2010 года) по кассационной жалобе администрации Тверской области на решение Тверского областного суда от 27 апреля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя Губернатора Тверской области по доверенности А.В. Красавцева, поддержавшего доводы кассационной жалобы и заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Администрацией Тверской области 16 января 2008 года принято Постановление № 2-па «Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений», которое официально опубликовано в газете «Тверская жизнь» № 13 - 14 от 26 января 2008 года и вступило в силу со дня его официального опубликования, размещено в электронных информационно-правовых системах «Консультант Плюс» и «Гарант».

Пунктом 2 названного Постановления утверждена типовая форма договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

Постановлением администрации Тверской области от 29 ноября 2010 года № 597-па в типовую форму договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденную пунктом 2 оспариваемого Постановления, внесены изменения, которыми признаны утратившими силу отдельные ее подпункты.

Прокурор Тверского области обратился в Тверской областной суд с заявлением об оспаривании пункта 2 Постановления администрации Тверской области от 16 января 2008 года № 2-па «Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений» (с изменениями от 29 ноября 2010 года), в обоснование своих требований ссылаясь на то, что утверждение администрацией Тверской области формы договора купли-продажи лесных насаждений выходит за пределы компетенции, предоставленной федеральным законодательством органам

государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.

В целях приведения оспариваемого Постановления в соответствие с федеральным законодательством прокуратурой Тверской области 20 января 2011 года принесен протест на пункт 2 оспариваемого Постановления (с изменениями от 29 ноября 2010 года), однако Губернатором Тверской области в удовлетворении протеста отказано. Прокуратурой Тверской области 10 февраля 2011 года Губернатору Тверской области предложено вернуться к рассмотрению протеста и принять основанное на законе решение. Письмом от 13 марта 2011 года Губернатор Тверской области вновь отказал в удовлетворении протеста.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.

Администрация Тверской области и Губернатор Тверской области просили суд в удовлетворении заявленных требований прокурору отказать.

Решением Тверского областного суда от 27 апреля 2011 года заявленные прокурором требования удовлетворены.

Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2 Постановления администрации Тверской области от 16 января 2008 года № 2-па «Об утверждении типовых форм договора купли-продажи лесных насаждений и типовой формы акта передачи лесных насаждений» (с изменениями от 29 ноября 2010 года), а также Приложение № 2 к названному Постановлению.

В кассационной жалобе администрация Тверской области просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлены подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года. В их числе полномочие по утверждению формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено.

Частью 3 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Постановления), закреплено положение о том, что порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласно части 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по утверждению порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной

или муниципальной собственности, и формы примерного договора купли-продажи лесных насаждений возложены на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

На федеральном уровне форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждена Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 8 февраля 2010 года № 33 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений».

Поскольку, полномочия по утверждению формы названного договора отнесены к федеральному уровню и соответствующим федеральным органом власти утверждена типовая форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация Тверской области, установив в оспариваемом Постановлении типовую форму договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, вышла за пределы предоставленных ей полномочий и признал оспариваемые прокурором нормы недействующими.

Доводы жалобы были предметом исследования в суде первой инстанции и не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

Решение Тверского областного суда от 27 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 35-Г11-23

Статья 72. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
ГПК РФ Статья 361. Утратила силу

Производство по делу

Загрузка
Наверх