Дело № 36-АПГ12-1

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 25 апреля 2012 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Хаменков Владимир Борисович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №36-АПГ12-1

от 25 апреля 2012 года

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 18 января 2012 года, которым отказано в удовлетворении его заявления и заявления Козловой И.А.о признании недействующим областного Закона от 28 декабря 2004 года № 135-3 «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений» в части картографического описания границ муниципального образования Дивасовское сельское поселение Смоленского района по смежеству с муниципальным образованием Печерское сельское поселение Смоленского района и границ муниципального образования Печерское сельское поселение Смоленского района по смежеству с муниципальным образованием Дивасовское сельское поселение Смоленского района Смоленской области.

председательствующего судей

Хаменкова В.Б.,

Борисовой Л.В. и Горчаковой Е.В.

при секретаре

Завражнове М.Ю.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Голактионовой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против жалобы представителя Смоленской областной Думы Матюшковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Смоленской областной Думой 28 декабря 2004 года принят закон № 135-3 «О наделении статусом муниципального района муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, об установлении границ муниципальных образований, территории которых входят в его состав, и наделении их статусом сельских поселений», который официально опубликован в издании «Вестник Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области» от 30 декабря 2004 года № 14 (часть III), с. 8.

Пунктами 4, 13 статьи 1 данного закона определено установить границы и наделить статусом сельских поселений следующие муниципальные образования:

4) Дивасовское сельское поселение Смоленского района Смоленской области (административный центр - деревня Дивасы);

13) Печерское сельское поселение Смоленского района Смоленской области (административный центр - село Печерск).

В приложении 4 к закону Смоленской области № 135-3 содержится картографическое описание границ муниципального образования Дивасовское сельское поселение по смежеству с муниципальным образованием Печерское сельское поселение (узловая точка 6 - узловая точка 11), узловая точка 6 находится на середине автомобильной дороги Москва - Минск в 1,1 километра юго-восточнее водонапорной башни.

От узловой точки 6 граница проходит 1,9 километра на юго-запад по автомобильной дороге Москва - Минск;

- далее идет 1,4 километра на юго-запад, затем 1,4 километра на юго-восток до узловой точки 11.

Согласно приложению 13 к названному закону, устанавливающему картографическое описание границ муниципального образования Печерское сельское поселение по смежеству с муниципальным образованием Дивасовское сельское поселение (узловая точка 11 - узловая точка 6), узловая точка 11 находится на границе между муниципальным образованием «Смоленский район» Смоленской области и муниципальным образованием город Смоленск, в 1,6 километра восточнее водонапорной башни в деревне Купники, в 1,4 километра юго-восточнее кладбища в деревне Рясино.

От узловой точки 11 граница проходит 1,4 километра на северо-запад, затем 1,4 километра на северо-восток до места пересечения с автомобильной дорогой Москва - Минск;

- далее идет 1,9 километра на северо-восток по автомобильной дороге Москва - Минск до узловой точки 6.

Совет депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и Козлова И.А., проживающая в деревне Дивасы Смоленского района, обратились в суд с заявлениями о признании недействующим областного закона от 28 декабря 2004г. № 135-з в указанной выше части.

Свои требования заявители мотивировали тем, что в части картографического описания границ названных сельских поселений по смежеству между собой (Приложение 4 и Приложение 13) нарушены требования статей 10-13 Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В результате изменения границ данных поселений в состав территории муниципального образования Печерское сельское поселение вошли земельные участки, находившиеся в коллективно-долевой собственности ЗАО им. Мичурина, которые всегда относились к территории Дивасовского сельского округа. Изменение границ муниципальных образований произведено без учета исторически сложившихся территорий и мнения населения.

Кроме того, по мнению заявителей, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» измененные границы вышеназванных сельских поселений не закреплены и не установлены на местности.

Совет депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ссылался также на нарушение оспариваемым законом статей 4,17,20 Федерального Закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514 «Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», так как отсутствует договор с лицензированной организацией на проведение работ по установлению границ муниципальных образований, не составлена карта (план) объекта землеустройства, землеустроительная документация не согласована с Федеральной службой земельного кадастра и ее территориальными органами, а имеется только описание границ поселений.

Определением Смоленского областного суда от 12 января 2012 года дела по заявлениям Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района и Козловой И.А. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Решением Смоленского областного суда от 18 января 2012 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда законным и обоснованным.

Подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного Федерального закона.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 11 названного Федерального закона, определяющей требования, предъявляемые к установлению и изменению границ муниципальных образований, территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Частью 3 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 данного Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 этого же Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Статья 85 Федерального закона № 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного закона определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями данного Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района. При утверждении границ муниципальных образований во исполнение

требований пункта 1 части 1 рассматриваемой статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания (пункт 1 части 1, часть 3).

Разрешая данный спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что закон Смоленской области от 28 декабря 2004 года № 135-з принят законодательным органом Смоленской области в пределах своей компетенции и полномочий, с соблюдением предусмотренных законодательством требований к форме нормативного правового акта, процедуры принятия и правил введения в действие законов субъекта Российской Федерации.

При этом суд установил, что Дивасовское и Печерское сельские поселения являются вновь образованными муниципальными образованиями, в связи с чем вопрос об установлении их границ и наделении их статусом сельских поселений являлся исключительным полномочием законодательного органа Смоленской области, и согласия либо учета мнения населения по данному вопросу не требовалось.

По изложенным мотивам судом правильно опровергнут довод заявителей о том, что областным законом № 135-3 изменены границы указанных муниципальных образований и часть территории Дивасовского сельского поселения (земельные участки, находившиеся в коллективно-долевой собственности ЗАО им. Мичурина) вошла в состав территории Печерского сельского поселения без учета мнения населения, выраженного представительными органами муниципального района, и наличия исторически сложившихся территорий.

Кроме того, суд, проанализировав нормы Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 514, пришел к мотивированному выводу о соответствии землеустроительной документации требованиям законодательства.

Утверждение в жалобе о том, что определение границ муниципальных образований произошло без учета того, что их территорию составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов - Дивасовского и Печерского сельских поселений, не обоснованно, поскольку, как установлено судом, границы между названными муниципальными образованиями никогда не определялись, а спорная территория не являлась населенным пунктом.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных к спорным отношениям, в связи с чем не являются основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

 

определила:

 

решение Смоленского областного суда от 18 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Дивасовского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - без удовлетворения.

Статьи законов по Делу № 36-АПГ12-1

ГПК РФ Статья 328. Полномочия суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 329. Постановление суда апелляционной инстанции
ГПК РФ Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх