Дело № 36-АПГ13-6

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 8 августа 2013 г., Определение
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, апелляция
Категория Административные дела
Докладчик Ксенофонтова Ольга Алексеевна
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело №36-АПГ13-6

от 8 августа 2013 года

 

председательствующего Пирожкова В.Н.,

при секретаре Паршиной М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Аветисяна [скрыто] Новикова И.Е. на решение

Смоленского областного суда от 25 июля 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Аветисяна Г.Г. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 10 июля 2013 года № 403 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 Аветисяна [скрыто]» и регистрации его в качестве кандидата в депутаты

Смоленской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой O.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Аветисян Г.Г. обратился в Смоленский областной суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 10 июля 2013 года № 403, которым ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва по

одномандатному избирательному округу № 9 и регистрации в качестве кандидата в депутаты.

В обоснование заявления Аветисян Г.Г. указал, что список кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательным объединением региональное отделение в Смоленской области политической партии «Российский общенародный союз» по одномандатным округам, в который он включен, и постановление Избирательной комиссии Смоленской области о заверении этого списка поступили в территориальную избирательную комиссию 1 июля 2013 года в 17 час. 24 мин. В 17 час. 38 мин. территориальной избирательной комиссией ему была выдана справка о приеме документов и справка о разрешении открытия избирательного счета в банке, который мог быть открыт в единственном подразделении филиала [скрыто] ОСБ ОАО «Сбербанк

России» № [скрыто], куда он немедленно выехал и где был заключен договор

специального избирательного счета кандидата и открыт избирательный счет. В помещение территориальной избирательной комиссии он прибыл в 18 час. 16 мин., в приеме его документов было отказано в связи с истечением срока их подачи. 2 июля 2013 года в 9.00 он вновь обратился в территориальную избирательную комиссию и представил необходимые документы, которые были приняты.

Постановлением территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2013 года № 403 ему отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в связи с непредставлением до 18 час. 1 июля 2013 года документов, необходимых для регистрации.

Оспаривая названное постановление, заявитель полагал, что предусмотренный частью 1 статьи 21 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» срок выдвижения списка кандидатов распространяется не на действия лица, выдвигаемого в качестве кандидата в депутаты, а на действия избирательного объединения. Этот срок избирательным объединением соблюден. Заявитель пояснил, что был лишен возможности самостоятельно инициировать получение от территориальной избирательной комиссии разрешения на открытие специального избирательного счета, а потому в силу объективных причин, не зависящих от его воли и действий, не смог до 18 часов 1 июля 2013 года открыть избирательный счет и сформировать первый финансовый отчет.

По мнению Аветисяна Г.Г., он был поставлен в неравные условия с кандидатами в депутаты, выдвинутыми другими избирательными объединениями, которые имели возможность своевременно представить необходимые документы.

Решением Смоленского областного суда от 25 июля 2013 года в удовлетворении заявления Аветисяна Г.Г. отказано.

В апелляционной жалобе представителя Аветисяна Г.Г. Новикова И.Е. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и вынесении нового решения об удовлетворении заявления Аветисяна Г.Г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидатов.

Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 9 статьи 23 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы».

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определены условия выдвижения кандидатов, в частности, предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вместе с заявлением в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента РФ, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей

по каждой сделке при приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (пункты 1-3, 3.1-3.3 статьи 33).

Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 21 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат до 18 часов по местному времени последнего дня периода, указанного в части 8 статьи 15 настоящего закона (период, включающий в себя выдвижение кандидатов, составляет 30 дней; течение периода начинается в соответствии с частью 9 статьи 15 настоящего закона со дня, следующего за днем официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Смоленской областной Думы), представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие документы: первый финансовый отчет кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 4 и 5 статьи 16 и частью 10 статьи 19 настоящего закона (если такие имеются); письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Из материалов дела следует, что список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением региональное отделение в Смоленской области политической партии «Российский общенародный союз», с необходимыми документами подан в Избирательную комиссию Смоленской области уполномоченным представителем избирательного объединения 30 июня 2013 года в 10 час. 20 мин., прием документов закончен в 12 час. 50 мин.

Заседание Избирательной комиссии Смоленской области, на котором рассматривался вопрос о заверении списка кандидатов, выдвинутого названным избирательным объединением, было назначено и открыто в 16 час. 1 июля 2013 года. Рассмотрение всех вопросов повестки дня завершилось в 16 час. 45 мин. Постановление Избирательной комиссии Смоленской области от 1 июля 2013 года № 117/830-5 «О заверении списка кандидатов в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва, выдвинутых избирательным объединением региональное отделение в Смоленской области политической партии «Российский общенародный союз» по одномандатным избирательным округам» поступило в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области 1 июля 2013 года в 17 час. 23 мин. В 17 час. 38 мин. членами территориальной избирательной комиссии приняты документы Аветисяна Г.Г. и выдана справка о разрешении открытия избирательного счета в банке. После открытия счета Аветисян Г.Г. явился в помещение территориальной избирательной комиссии в 18 час. 16 мин., в связи с чем документы у него приняты не были.

Недостающие документы (первый финансовый отчет, письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми документами) приняты от Аветясяна Г.Г. 2 июля 2013 года в 10 час. 55 мин.

Постановлением территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области от 10 июля 2013 года № 403 отказано в регистрации Аветисяна Г.Г. в качестве кандидата в депутаты Смоленской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 9 в связи с непредставлением в избирательную комиссию до 18 часов 1 июля 2013 года необходимых для регистрации документов, перечисленных в части 1 статьи 21 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы».

Разрешая заявление Аветисяна Г.Г., суд проанализировал содержание части 1 статьи 21 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» и пришел к правильному выводу о необоснованности довода заявителя о том, что срок выдвижения списка кандидатов, предусмотренный названной статьей, распространяется на действия избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, а не на действия самого кандидата, указав, что статья обязывает именно кандидата представить в избирательную комиссию до 18 часов по местному времени последнего дня периода, обозначенного в части 8 статьи 15 областного закона, первый финансовый отчет кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате (если такие имеются) и письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Судом правильно отмечено, что иное толкование статьи допускало бы возможность регистрации кандидата, представившего в избирательную комиссию документы после установленного законом срока, и нарушало бы установленный Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ принцип равенства прав и обязанностей кандидатов.

По мнению Судебной коллегии, суд обоснованно не согласился с доводом заявителя о несвоевременных действиях Избирательной комиссии Смоленской области по заверению списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением региональное отделение в Смоленской области политической партии «Российский общенародный союз», передаче его в территориальную избирательную комиссию и территориальной избирательной комиссии по приему у него документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Судом установлено, что Избирательная комиссия Смоленской области в соответствии с частью 7.1 статьи 19 областного закона от 30 мая 2007 года № 37-з «О выборах депутатов Смоленской областной Думы» в течение трех дней со дня приема документов от избирательного объединения приняла решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам; это решение, принятое 1 июля 2013 года в 16 час. 45 мин., в течение суток с момента принятия (согласно части 7.2 статьи 19) было направлено в территориальную избирательную комиссию и поступило в комиссию 1 июля 2013 года в 17 час. 24 мин.; в 17 час. 38 мин. 1 июля 2013 года территориальной комиссией завершен прием документов от Аветисяна Г.Г.

При таких данных вывод суда о том, что избирательные комиссии выполняли свои обязанности в соответствии с требованиями избирательного законодательства и не совершили действий, препятствующих своевременному представлению Аветисяном Г.Г. документов, необходимых для регистрации, и влекущих нарушение его прав, следует признать правильным.

Вывод суда подтверждается материалами дела и не опровергается доводами апелляционной жалобы.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда об отказе в удовлетворении заявления Аветисяна Г.Г.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Смоленского областного суда от 25 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Аветисяна Г.Г. Новикова И.Е. - без удовлетворения. [скрыто]

Председательствующий Судьи

Статьи законов по Делу № 36-АПГ13-6

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх