Дело № 38-АД13-7

Суд Верховный Суд Российской Федерации
Дата решения 21 февраля 2014 г., Постановление
Инстанция Судебная коллегия по административным делам, надзор
Категория Административные дела
Докладчик Меркулов Владимир Павлович
Электронная копия решения Скачать
Решение

Текст итогового документа

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Дело № 38-АД13-7

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Москва 21 февраля 2014 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области Соловьева М.П. на постановление судьи Белевского районного суда Тульской области от 12 марта 2013 г., решение судьи Тульского областного суда от 27 марта 2013 г. и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 11 июня 2013 г., вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Белевского районного суда Тульской области от 12 марта 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 27 марта 2013 г. и постановлением заместителя председателя Тульского областного суда от 11 июня 2013 г., ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по осуществлению фармацевтической деятельности сроком на шестьдесят суток.

В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области Соловьев М.П. просит отменить постановление судьи Белевского районного суда Тульской области от 12 марта 2013 г., решение судьи Тульского областного суда от 27 марта 2013 г. и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 11 июня 2013 г., вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Соловьева М.П. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведённой Управлением Росздавнадзора по Тульской области с 11 по 20 февраля 2013 г., было установлено, что в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области осуществляется хранение лекарственных препаратов для медицинского применения без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Данное обстоятельство явилось основанием для привлечения ФКУ СИЗО- 3 УФСИН России по Тульской области к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Порядок осуществления такой деятельности урегулирован Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в редакции от 25 июня 2012 г.). Статьёй 4 данного Федерального закона предусмотрено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу статьи 52 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 58 названного Федерального закона хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.

Таким образом, законодательством предусмотрен конкретный перечень субъектов, которым необходимо получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности для хранения лекарственных средств.

В силу Устава ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, предназначенным для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также для выполнения функций исправительных учреждений в отношении осуждённых в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством (л.д. 49).

Одной из целей деятельности ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области является организация оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осуждённым, содержащимся в учреждении (пункт 2.1 Устава) (л.д. 50). Согласно пояснениям защитника ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области Акимовой СИ., данных ею в ходе рассмотрения дела судьёй районного суда, лекарственные средства учреждение получает централизовано из аптеки-базы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области (л.д. 85).

Приведённые выше обстоятельства, а также изложенные требования закона в системной связи с нормами Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081, позволяют прийти к выводу о том, что ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области не относится к числу субъектов обязанных получить лицензию на осуществление фармацевтической деятельности для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения.

При таких обстоятельствах постановление судьи Белевского районного суда Тульской области от 12 марта 2013 г., решение судьи Тульского областного суда от 27 марта 2013 г. и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 11 июня 2013 г., вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

надзорную жалобу ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области Соловьева М.П. удовлетворить.

Постановление судьи Белевского районного суда Тульской области от 12 марта 2013 г., решение судьи Тульского областного суда от 27 марта 2013 г.

и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 11 июня 2013 г., вынесенные в отношении ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Тульской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.П. Меркулов

Статьи законов по Делу № 38-АД13-7

КоАП РФ Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)
КоАП РФ Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
КоАП РФ Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
КоАП РФ Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

Производство по делу



Типовые договорыТиповые договоры





Ответы юристовОтветы юристов

Загрузка
Наверх